Жалоба на учителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Жалоба на учителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 05.12.2023 по делу N 88-10939/2023, 2-3992/2023 (УИД 07RS0001-02-2023-003014-09)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Решением истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Доводы кассатора о том, что в период работы пионервожатой истца исполняла обязанности учителя кабардинского языка не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку из представленных выписок из приказов следует, что истица в мае 1997 года замещала 4 часа за учителя ФИО9, в сентябре 1996 года 4 часа за ФИО10, что не свидетельствует о том, что она работала постоянно учителем кабардинского языка.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Решением истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Доводы кассатора о том, что в период работы пионервожатой истца исполняла обязанности учителя кабардинского языка не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку из представленных выписок из приказов следует, что истица в мае 1997 года замещала 4 часа за учителя ФИО9, в сентябре 1996 года 4 часа за ФИО10, что не свидетельствует о том, что она работала постоянно учителем кабардинского языка.
Апелляционное определение Рязанского областного суда от 04.12.2024 N 33-2889/2024 (УИД 62RS0001-01-2023-003809-82)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании права на досрочное назначение пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указывает на незаконный отказ во включении требуемых периодов в трудовой стаж, что препятствует оформлению пенсии.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что осуществление истцом преподавательской деятельности в спорный период в должности учителя без занятия штатной должности учителя не влечет за собой юридических последствий, влияющих на право досрочного пенсионного обеспечения, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании права на досрочное назначение пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указывает на незаконный отказ во включении требуемых периодов в трудовой стаж, что препятствует оформлению пенсии.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что осуществление истцом преподавательской деятельности в спорный период в должности учителя без занятия штатной должности учителя не влечет за собой юридических последствий, влияющих на право досрочного пенсионного обеспечения, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ценностные основы в правовом статусе педагога: позиции Конституционного Суда Российской Федерации
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)Конституционный Суд РФ за последнее время вынес три знаковых Постановления по вопросам правового статуса педагогов: по жалобе учителя начальных классов из Архангельской области Е.Н. Харюшевой (Постановление от 23 сентября 2024 г. N 40-П) [Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2024 N 40-П "По делу о проверке конституционности статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.Н. Харюшевой" // Официальный сайт Конституционного Суда РФ. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision783058.pdf (дата обращения: 02.10.2024)]; по жалобе бывшего доцента Государственного университета управления А.А. Подакова (Постановление от 15 июля 2022 г. N 32-П) [Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.2022 N 32-П "По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Подакова" // Российская газета. 2022. N 169]; по жалобе бывшего профессора Высшей школы экономики И.А. Алебастровой (Постановление от 24 октября 2023 г. N 49-П) [Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.2023 N 49-П "По делу о проверке конституционности частей третьей и четвертой статьи 58, части второй статьи 67 и частей первой, второй и девятой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.А. Алебастровой" // Российская газета. 2023. N 260]. Эти правовые позиции заслуживают предметного рассмотрения.
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)Конституционный Суд РФ за последнее время вынес три знаковых Постановления по вопросам правового статуса педагогов: по жалобе учителя начальных классов из Архангельской области Е.Н. Харюшевой (Постановление от 23 сентября 2024 г. N 40-П) [Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2024 N 40-П "По делу о проверке конституционности статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.Н. Харюшевой" // Официальный сайт Конституционного Суда РФ. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision783058.pdf (дата обращения: 02.10.2024)]; по жалобе бывшего доцента Государственного университета управления А.А. Подакова (Постановление от 15 июля 2022 г. N 32-П) [Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.2022 N 32-П "По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Подакова" // Российская газета. 2022. N 169]; по жалобе бывшего профессора Высшей школы экономики И.А. Алебастровой (Постановление от 24 октября 2023 г. N 49-П) [Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.2023 N 49-П "По делу о проверке конституционности частей третьей и четвертой статьи 58, части второй статьи 67 и частей первой, второй и девятой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.А. Алебастровой" // Российская газета. 2023. N 260]. Эти правовые позиции заслуживают предметного рассмотрения.
Статья: Конституционный Суд РФ разъяснил порядок определения заработной платы педагогов при неполной учебной нагрузке
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)Поводом для рассмотрения стала жалоба сотрудника, работавшего учителем информатики и физики в средней общеобразовательной школе на условиях неполной учебной нагрузки (14 часов в неделю при установленной норме 18 часов). Помимо этого, на основании дополнительного соглашения к трудовому договору ему было поручено выполнение дополнительной работы по должности "техник по обслуживанию персональных компьютеров" за дополнительную плату в размере 0,35 минимального размера оплаты труда. Позже поручение о выполнении этой работы было отменено работодателем, в связи с чем заявитель направил работодателю заявление об отзыве согласия на установление ему учебной нагрузки менее нормы часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы и потребовал обеспечить ему полную нагрузку (18 часов), мотивировав это тем, что при отсутствии дополнительной работы его заработная плата окажется ниже минимального размера оплаты труда. Однако в этом сотруднику было отказано. Обязать работодателя обеспечить полную учебную нагрузку и взыскать с него доплату до МРОТ в судебном порядке заявителю также не удалось.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)Поводом для рассмотрения стала жалоба сотрудника, работавшего учителем информатики и физики в средней общеобразовательной школе на условиях неполной учебной нагрузки (14 часов в неделю при установленной норме 18 часов). Помимо этого, на основании дополнительного соглашения к трудовому договору ему было поручено выполнение дополнительной работы по должности "техник по обслуживанию персональных компьютеров" за дополнительную плату в размере 0,35 минимального размера оплаты труда. Позже поручение о выполнении этой работы было отменено работодателем, в связи с чем заявитель направил работодателю заявление об отзыве согласия на установление ему учебной нагрузки менее нормы часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы и потребовал обеспечить ему полную нагрузку (18 часов), мотивировав это тем, что при отсутствии дополнительной работы его заработная плата окажется ниже минимального размера оплаты труда. Однако в этом сотруднику было отказано. Обязать работодателя обеспечить полную учебную нагрузку и взыскать с него доплату до МРОТ в судебном порядке заявителю также не удалось.
Статья: О месте Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов государственной власти: "Добро должно быть с кулаками"?
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Однако в это же время произошло массовое увольнение преподавателей высших учебных заведений, а также учителей школ, которые и подпали под пресловутый "Закон 98%". В результате профсоюз педагогов и обратился с жалобой в Конституционный суд, а последний признал "Закон 98%" не соответствующим Конституции Венгрии.
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Однако в это же время произошло массовое увольнение преподавателей высших учебных заведений, а также учителей школ, которые и подпали под пресловутый "Закон 98%". В результате профсоюз педагогов и обратился с жалобой в Конституционный суд, а последний признал "Закон 98%" не соответствующим Конституции Венгрии.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. Истец - учитель химии обратилась с жалобой в суд к Министерству образования Саратовской области, где указала на нарушение процедуры проведения аттестации в связи с прохождением тестирования после проведения экспертизы портфолио.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. Истец - учитель химии обратилась с жалобой в суд к Министерству образования Саратовской области, где указала на нарушение процедуры проведения аттестации в связи с прохождением тестирования после проведения экспертизы портфолио.
Статья: По какому пути направить обучение мировых судей в России?
(Дорошков В.В.)
("Мировой судья", 2021, N 11)Поэтому сейчас важно не торопиться с проведением новых реформ в образовании без глубокого и всестороннего научного исследования предыдущего исторического опыта, учета национальных особенностей россиян, без прогноза результатов этих реформ. Ведь неспроста учителя и преподаватели после проведения реформ в образовании жаловались не на медлительность учеников и студентов, не на их сниженную сообразительность, успеваемость, а на дисциплину. Они вынуждены были признаваться в том, что не знают, как общаться в аудитории с нахальными учениками или студентами, как поставить их на место в рамках действующего закона. Все это - плоды отсутствия должного воспитания в процессе обучения и результат обострения конкурентной борьбы во всех сферах человеческой деятельности, в результате которой произошел значительный рост конфликтности в обществе.
(Дорошков В.В.)
("Мировой судья", 2021, N 11)Поэтому сейчас важно не торопиться с проведением новых реформ в образовании без глубокого и всестороннего научного исследования предыдущего исторического опыта, учета национальных особенностей россиян, без прогноза результатов этих реформ. Ведь неспроста учителя и преподаватели после проведения реформ в образовании жаловались не на медлительность учеников и студентов, не на их сниженную сообразительность, успеваемость, а на дисциплину. Они вынуждены были признаваться в том, что не знают, как общаться в аудитории с нахальными учениками или студентами, как поставить их на место в рамках действующего закона. Все это - плоды отсутствия должного воспитания в процессе обучения и результат обострения конкурентной борьбы во всех сферах человеческой деятельности, в результате которой произошел значительный рост конфликтности в обществе.
Статья: Формирование коллегии присяжных заседателей
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2021, N 8)Например, в кассационных жалобах на приговор суда осужденные и адвокаты в числе прочего указали на то, что присяжный заседатель А., которая работала учительницей в школе, знала одного из осужденных Е., который учился в этой школе, но скрыла это от суда.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2021, N 8)Например, в кассационных жалобах на приговор суда осужденные и адвокаты в числе прочего указали на то, что присяжный заседатель А., которая работала учительницей в школе, знала одного из осужденных Е., который учился в этой школе, но скрыла это от суда.
Статья: Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 23.09.2024 N 40-П <КС РФ: в зарплату-МРОТ педагогов нельзя включать выплаты за дополнительные работы>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 23)Это решение суда оставлено без изменения Апелляционным определением Архангельского областного суда, а кассационные жалобы на состоявшиеся судебные акты отклонены, с чем в письме от 06.04.2023 согласился заместитель председателя верховного суда РФ.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 23)Это решение суда оставлено без изменения Апелляционным определением Архангельского областного суда, а кассационные жалобы на состоявшиеся судебные акты отклонены, с чем в письме от 06.04.2023 согласился заместитель председателя верховного суда РФ.
Статья: Профессор Демьян Николаевич Бахрах: Ученый и Учитель
(Игнатенко В.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)В сентябре 2007 г. Д.Н. Бахрах приезжал в Иркутск на научную конференцию по проблемам административного права. Тогда он блестяще выступил с научным докладом о негативных тенденциях в развитии законодательства об административных правонарушениях. Он подверг законодателя аргументированной критике за увлечение административно-репрессивными мерами. Помню, тогда мы всю ночь у меня дома проговорили о самом насущном для нас: о юридической науке, законотворчестве, проблемах административного права. Демьян Николаевич много рассказывал о себе, делился своими творческими планами, жаловался на проблемы со зрением.
(Игнатенко В.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)В сентябре 2007 г. Д.Н. Бахрах приезжал в Иркутск на научную конференцию по проблемам административного права. Тогда он блестяще выступил с научным докладом о негативных тенденциях в развитии законодательства об административных правонарушениях. Он подверг законодателя аргументированной критике за увлечение административно-репрессивными мерами. Помню, тогда мы всю ночь у меня дома проговорили о самом насущном для нас: о юридической науке, законотворчестве, проблемах административного права. Демьян Николаевич много рассказывал о себе, делился своими творческими планами, жаловался на проблемы со зрением.
Статья: Краудфандинг как способ активизации участия граждан в решении вопросов местного значения
(Тихалева Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Главы муниципальных образований жалуются на нехватку квалифицированных кадров с необходимым опытом работы или на низкую квалификацию имеющегося персонала. Конечно, многие специалисты не испытывают желания ехать в сельскую местность. Хотя в последние годы и были разработаны проекты в целях повышения престижа работы в таких условиях ("Земский доктор", "Земский фельдшер" <6>, "Земский учитель" <7>). Да и властные структуры предлагают новые альтернативные решения (например, программы "Земский тренер" <8>, "Земский работник культуры" <9>).
(Тихалева Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Главы муниципальных образований жалуются на нехватку квалифицированных кадров с необходимым опытом работы или на низкую квалификацию имеющегося персонала. Конечно, многие специалисты не испытывают желания ехать в сельскую местность. Хотя в последние годы и были разработаны проекты в целях повышения престижа работы в таких условиях ("Земский доктор", "Земский фельдшер" <6>, "Земский учитель" <7>). Да и властные структуры предлагают новые альтернативные решения (например, программы "Земский тренер" <8>, "Земский работник культуры" <9>).
Статья: Конституционный Суд РФ защитил права учителей с зарплатой ниже МРОТ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)Поводом для рассмотрения стала жалоба учителя начальных классов. Работодатель включил выполнение дополнительных видов работ и добавленную учебную нагрузку в состав ее зарплаты. Выплаты, по сути, явились доплатой до минимального размера оплаты труда и не компенсировали педагогу затраты за выполнение работы, не входящей непосредственно в ее должностные обязанности. Однако суды не нашли оснований для исключения из заработной платы, не превышающей МРОТ, стимулирующих и компенсационных выплат. Они посчитали, что зарплата заявительницы начисляется в соответствии с трудовым договором, Положением о системе оплаты труда работников школы и Примерным положением об оплате труда в муниципальных бюджетных учреждениях в сфере образования, а также разъяснениями Минпросвещения России.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)Поводом для рассмотрения стала жалоба учителя начальных классов. Работодатель включил выполнение дополнительных видов работ и добавленную учебную нагрузку в состав ее зарплаты. Выплаты, по сути, явились доплатой до минимального размера оплаты труда и не компенсировали педагогу затраты за выполнение работы, не входящей непосредственно в ее должностные обязанности. Однако суды не нашли оснований для исключения из заработной платы, не превышающей МРОТ, стимулирующих и компенсационных выплат. Они посчитали, что зарплата заявительницы начисляется в соответствии с трудовым договором, Положением о системе оплаты труда работников школы и Примерным положением об оплате труда в муниципальных бюджетных учреждениях в сфере образования, а также разъяснениями Минпросвещения России.
Статья: КС РФ о размере зарплаты педагогов с неполной учебной нагрузкой
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 4)Конституционный Суд РФ в Постановлении от 05.03.2025 N 10-П рассмотрел жалобу педагога относительно неправомерности оплаты учебной нагрузки в размере 14 часов в неделю (при норме 18 часов) менее МРОТ. О том, какие выводы сделал КС РФ, - в статье.
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 4)Конституционный Суд РФ в Постановлении от 05.03.2025 N 10-П рассмотрел жалобу педагога относительно неправомерности оплаты учебной нагрузки в размере 14 часов в неделю (при норме 18 часов) менее МРОТ. О том, какие выводы сделал КС РФ, - в статье.
Статья: КС РФ: плата за дополнительную работу в МРОТ не входит
(Петрова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 11)Поводом к рассмотрению данного дела явилась жалоба гражданки Х. Основание к рассмотрению дела - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ оспариваемые заявительницей законоположения, а именно ст. 129, ч. 1 и 3 ст. 133, ч. 1 - 4 и 11 ст. 133.1 ТК РФ.
(Петрова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 11)Поводом к рассмотрению данного дела явилась жалоба гражданки Х. Основание к рассмотрению дела - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ оспариваемые заявительницей законоположения, а именно ст. 129, ч. 1 и 3 ст. 133, ч. 1 - 4 и 11 ст. 133.1 ТК РФ.