Жилье для репрессированных
Подборка наиболее важных документов по запросу Жилье для репрессированных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Нет ничего важнее мелочей", или Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ
(Дудко И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 1)Все постановления, большинство из которых принимаются по жалобам граждан, затрагивают не только участников конституционного судопроизводства, но и лиц, в отношении которых закон был (будет) применен в конкретном деле. Неисполнение одного постановления вовлекает в орбиту последствий сотни конкретных дел граждан. Например, неисполненным остается Постановление от 10 декабря 2019 года N 39-П, в котором Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции положения статьи 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", так как они не устанавливают порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в случае возвращения для проживания в Москву детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, в спецпоселении, реабилитированные родители которых утратили жилые помещения в Москве в связи с репрессиями (в том числе в связи с выездом для воссоединения с репрессированным членом семьи), а также препятствуют возмещению вреда реабилитированным лицам. Изменения в правовое регулирование не внесены до сих пор. После принятия Судом Постановления три заявительницы, выигравшие дело в Конституционном Суде, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилье, но в очереди на получение жилья перед ними находится более 40 тысяч человек <3>. Постановление Суда о необходимости постановки на учет для обеспечения жилыми помещениями детей репрессированных, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством, учитывается правоприменительными органами не в полной мере. В некоторых субъектах РФ просьбу таких лиц о постановке на жилищный учет удовлетворяют <4>, в других - им отказывают <5>. Учитывая преклонный возраст ожидающих переезда в места, где их репрессированные родители проживали до применения репрессий, количество граждан, подпадающих под действие Постановления Конституционного Суда, с каждым годом уменьшается. Попытка граждан, имеющих право согласно Постановлению от 10 декабря 2019 года N 39-П получить жилье, оспорить бездействие Государственной Думы в части исполнения Постановления, закончилась не в пользу истцов: Верховный Суд вынес Определение об отказе в принятии коллективного административного искового заявления 23 лиц о возложении обязанности осуществить нормативное правовое регулирование <6>.
(Дудко И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 1)Все постановления, большинство из которых принимаются по жалобам граждан, затрагивают не только участников конституционного судопроизводства, но и лиц, в отношении которых закон был (будет) применен в конкретном деле. Неисполнение одного постановления вовлекает в орбиту последствий сотни конкретных дел граждан. Например, неисполненным остается Постановление от 10 декабря 2019 года N 39-П, в котором Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции положения статьи 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", так как они не устанавливают порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в случае возвращения для проживания в Москву детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, в спецпоселении, реабилитированные родители которых утратили жилые помещения в Москве в связи с репрессиями (в том числе в связи с выездом для воссоединения с репрессированным членом семьи), а также препятствуют возмещению вреда реабилитированным лицам. Изменения в правовое регулирование не внесены до сих пор. После принятия Судом Постановления три заявительницы, выигравшие дело в Конституционном Суде, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилье, но в очереди на получение жилья перед ними находится более 40 тысяч человек <3>. Постановление Суда о необходимости постановки на учет для обеспечения жилыми помещениями детей репрессированных, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством, учитывается правоприменительными органами не в полной мере. В некоторых субъектах РФ просьбу таких лиц о постановке на жилищный учет удовлетворяют <4>, в других - им отказывают <5>. Учитывая преклонный возраст ожидающих переезда в места, где их репрессированные родители проживали до применения репрессий, количество граждан, подпадающих под действие Постановления Конституционного Суда, с каждым годом уменьшается. Попытка граждан, имеющих право согласно Постановлению от 10 декабря 2019 года N 39-П получить жилье, оспорить бездействие Государственной Думы в части исполнения Постановления, закончилась не в пользу истцов: Верховный Суд вынес Определение об отказе в принятии коллективного административного искового заявления 23 лиц о возложении обязанности осуществить нормативное правовое регулирование <6>.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Условия получения жилых помещений, установленные оспоренными законоположениями, не позволяли заявительницам, которые родились в высылке или спецпоселении, куда были отправлены их репрессированные родители, получить жилье в Москве, где их родители жили до репрессий. Заявительницам было отказано в признании их нуждающимися в жилых помещениях, поскольку они не соответствовали требованиям, предусмотренным законодательством города Москвы, т.е. не возвращались в Москву, не имели там постоянной регистрации и, соответственно, не проживали на ее территории не менее 10 лет. Таким образом, положения федерального законодательства наделяли субъекты значительной свободой в вопросе определения условий предоставления жилых помещений жертвам репрессий. Пользуясь этой свободой, город федерального значения Москва, в частности, требовал от лиц, чьи родители вследствие репрессий утратили жилье в этом городе, вернуться туда и прожить там в течение значительного периода только для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Условия получения жилых помещений, установленные оспоренными законоположениями, не позволяли заявительницам, которые родились в высылке или спецпоселении, куда были отправлены их репрессированные родители, получить жилье в Москве, где их родители жили до репрессий. Заявительницам было отказано в признании их нуждающимися в жилых помещениях, поскольку они не соответствовали требованиям, предусмотренным законодательством города Москвы, т.е. не возвращались в Москву, не имели там постоянной регистрации и, соответственно, не проживали на ее территории не менее 10 лет. Таким образом, положения федерального законодательства наделяли субъекты значительной свободой в вопросе определения условий предоставления жилых помещений жертвам репрессий. Пользуясь этой свободой, город федерального значения Москва, в частности, требовал от лиц, чьи родители вследствие репрессий утратили жилье в этом городе, вернуться туда и прожить там в течение значительного периода только для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Нормативные акты
Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1
(ред. от 25.12.2023)
"О реабилитации жертв политических репрессий"Статья 13. Признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
(ред. от 25.12.2023)
"О реабилитации жертв политических репрессий"Статья 13. Признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2019 года"Конституционный Суд признал оспоренные положения не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они в силу неопределенности порядка принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в случае возвращения на прежнее место жительства в город Москву детей, родившихся в обозначенных местах, чьи реабилитированные родители утратили жилые помещения в городе Москве в связи с репрессиями (в том числе в связи с выездом для воссоединения с репрессированным членом семьи), препятствуют возмещению вреда реабилитированным.