Жск с господдержкой
Подборка наиболее важных документов по запросу Жск с господдержкой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.11.2023 N 88а-20927/2023 по делу N 2а-1219/2023 (УИД 89RS0001-01-2023-001288-83)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании действий (бездействия) органа строительного надзора недействительными.
Обстоятельства: Письмом заявителю отказано в удовлетворении заявления о размещении в единой информационной системе жилищного строительства сведений, необходимых для включения объекта в ЕРПО, ввиду отсутствия оснований.
Решение: Отказано.Доводы жалобы о том, что участники долевого строительства создали ЖСК "Старт" исключительно с целью получения субсидии из бюджета ЯНАО в соответствии с Законом N 25-ЗАО для завершения строительства объекта, о незаконности обжалуемых судебных актов не свидетельствуют, поскольку материалами дела не подтверждается, что ЖСК "Старт" изъявил желание получить указанную субсидию. В то же время административный истец получил предусмотренную региональным законом социальную выплату. В ходе рассмотрения дела Служба ссылалась и на получение такой выплаты всеми участниками долевого строительства объекта, застройщиком которого являлось ООО "Стройдом". При этом Законом N 25-ЗАО не предусмотрено двойное получение мер государственной поддержки (и социальной выплаты гражданином, включенным в региональный реестр, и субсидии на завершение строительства многоквартирного дома жилищно-строительным кооперативом, созданным гражданами, которые включены в региональный реестр).
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании действий (бездействия) органа строительного надзора недействительными.
Обстоятельства: Письмом заявителю отказано в удовлетворении заявления о размещении в единой информационной системе жилищного строительства сведений, необходимых для включения объекта в ЕРПО, ввиду отсутствия оснований.
Решение: Отказано.Доводы жалобы о том, что участники долевого строительства создали ЖСК "Старт" исключительно с целью получения субсидии из бюджета ЯНАО в соответствии с Законом N 25-ЗАО для завершения строительства объекта, о незаконности обжалуемых судебных актов не свидетельствуют, поскольку материалами дела не подтверждается, что ЖСК "Старт" изъявил желание получить указанную субсидию. В то же время административный истец получил предусмотренную региональным законом социальную выплату. В ходе рассмотрения дела Служба ссылалась и на получение такой выплаты всеми участниками долевого строительства объекта, застройщиком которого являлось ООО "Стройдом". При этом Законом N 25-ЗАО не предусмотрено двойное получение мер государственной поддержки (и социальной выплаты гражданином, включенным в региональный реестр, и субсидии на завершение строительства многоквартирного дома жилищно-строительным кооперативом, созданным гражданами, которые включены в региональный реестр).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы развития жилищного законодательства: к 20-летию введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)В Жилищном кодексе РФ (п. 9 ч. 1 ст. 4) указано, что все отношения по созданию и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов отнесены к предмету ведения данного Кодекса, его нормы не отражают реального положения дел с жилищно-строительными кооперативами, в нем не отражено, что фактически в настоящее время могут образовываться и строить многоквартирные дома только ЖСК с господдержкой, остальные лишены возможности привлекать средства новых участников без выделения кооперативу бесплатного земельного участка <6>. Когда Кодекс принимался, то исходили из того, что ЖСК вообще не должны заниматься управлением многоквартирными домами, а должны преобразовываться в ТСЖ после завершения строительства дома, в последующем такое положение было исключено из Федерального закона "О порядке введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" под влиянием позиции Конституционного Суда РФ. Однако нормы Кодекса о ЖСК не были адаптированы к стадии управления многоквартирным домом. В частности, в большинстве ЖСК общее собрание проводится так, как это предусмотрено уставом, допускается собрание только членов ЖСК и даже конференция, хотя в современных домах ЖСК при смене собственников новые в него не вступают или ЖСК их не принимает, устанавливая заградительный порядок вступления. В ЖСК, как правило, игнорируется требование о ежегодном проведении общего собрания всех собственников многоквартирного дома, не учитывается, что по большинству вопросов, перечисленных в ст. 44 ЖК РФ, надо проводить именно общее собрание собственников, а не членов ЖСК, причем голосование по поставленным вопросам должно проводиться не по количеству членов, а по правилам ст. 48 ЖК РФ, в силу которой у каждого собственника количество голосов пропорционально доле в общей собственности на общее имущество многоквартирного дома. Нормы об управлении многоквартирным домом ЖСК следует пересмотреть, приблизив порядок деятельности ЖСК к порядку, предусмотренному для ТСЖ без преобразования одной организации в другую.
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)В Жилищном кодексе РФ (п. 9 ч. 1 ст. 4) указано, что все отношения по созданию и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов отнесены к предмету ведения данного Кодекса, его нормы не отражают реального положения дел с жилищно-строительными кооперативами, в нем не отражено, что фактически в настоящее время могут образовываться и строить многоквартирные дома только ЖСК с господдержкой, остальные лишены возможности привлекать средства новых участников без выделения кооперативу бесплатного земельного участка <6>. Когда Кодекс принимался, то исходили из того, что ЖСК вообще не должны заниматься управлением многоквартирными домами, а должны преобразовываться в ТСЖ после завершения строительства дома, в последующем такое положение было исключено из Федерального закона "О порядке введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" под влиянием позиции Конституционного Суда РФ. Однако нормы Кодекса о ЖСК не были адаптированы к стадии управления многоквартирным домом. В частности, в большинстве ЖСК общее собрание проводится так, как это предусмотрено уставом, допускается собрание только членов ЖСК и даже конференция, хотя в современных домах ЖСК при смене собственников новые в него не вступают или ЖСК их не принимает, устанавливая заградительный порядок вступления. В ЖСК, как правило, игнорируется требование о ежегодном проведении общего собрания всех собственников многоквартирного дома, не учитывается, что по большинству вопросов, перечисленных в ст. 44 ЖК РФ, надо проводить именно общее собрание собственников, а не членов ЖСК, причем голосование по поставленным вопросам должно проводиться не по количеству членов, а по правилам ст. 48 ЖК РФ, в силу которой у каждого собственника количество голосов пропорционально доле в общей собственности на общее имущество многоквартирного дома. Нормы об управлении многоквартирным домом ЖСК следует пересмотреть, приблизив порядок деятельности ЖСК к порядку, предусмотренному для ТСЖ без преобразования одной организации в другую.
Статья: О перспективах сохранения в российском законодательстве организационно-правовой формы жилищного кооператива
(Балановский А.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Обращает на себя внимание и тот факт, что на сегодняшний день государство больше заинтересовано в создании жилищно-строительных кооперативов: к примеру, вступивший в 2008 г. Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" <10> предоставляет определенным категориям граждан создавать жилищно-строительные кооперативы при поддержке государства, а не жилищные кооперативы, а в порядке ст. 201.10 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <11> законодатель предусмотрел возможность погашения требований участников строительства путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному участниками строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, при этом в данной конструкции жилищный кооператив не может участвовать, так как в порядке ч. 2 ст. 110 ЖК РФ жилищный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке реконструкцию <12>, а не строительство, таким образом, передача прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок жилищному кооперативу для завершения строительства не представляется возможной.
(Балановский А.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Обращает на себя внимание и тот факт, что на сегодняшний день государство больше заинтересовано в создании жилищно-строительных кооперативов: к примеру, вступивший в 2008 г. Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" <10> предоставляет определенным категориям граждан создавать жилищно-строительные кооперативы при поддержке государства, а не жилищные кооперативы, а в порядке ст. 201.10 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <11> законодатель предусмотрел возможность погашения требований участников строительства путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному участниками строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, при этом в данной конструкции жилищный кооператив не может участвовать, так как в порядке ч. 2 ст. 110 ЖК РФ жилищный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке реконструкцию <12>, а не строительство, таким образом, передача прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок жилищному кооперативу для завершения строительства не представляется возможной.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"6. В течение семи дней со дня принятия решения, указанного в части 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан уведомить владельцев специальных счетов, в отношении которых принято указанное решение, а также собственников помещений в этих домах о принятии указанного решения с указанием объема средств государственной поддержки и муниципальной поддержки, предусмотренных на проведение капитального ремонта этих домов. Такое уведомление может быть осуществлено путем опубликования указанного решения в порядке, установленном для опубликования муниципальных правовых актов.
(ред. от 25.12.2023)
"О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"6. В течение семи дней со дня принятия решения, указанного в части 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан уведомить владельцев специальных счетов, в отношении которых принято указанное решение, а также собственников помещений в этих домах о принятии указанного решения с указанием объема средств государственной поддержки и муниципальной поддержки, предусмотренных на проведение капитального ремонта этих домов. Такое уведомление может быть осуществлено путем опубликования указанного решения в порядке, установленном для опубликования муниципальных правовых актов.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 225-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7. Единому институту развития в жилищной сфере для решения задач и осуществления функций, предусмотренных настоящей статьей, предоставляется государственная поддержка в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
(ред. от 23.05.2025)
"О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7. Единому институту развития в жилищной сфере для решения задач и осуществления функций, предусмотренных настоящей статьей, предоставляется государственная поддержка в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья: Новое в регулировании материнского капитала
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2023, N 2)Принимая во внимание, что после расторжения сделки денежные средства материнского (семейного) капитала, использованного при покупке квартиры, подлежат возвращению ЖСК в Пенсионный фонд, суд пришел к выводу о том, что право истицы ею не утрачено и не реализовано, следовательно, право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, подлежит восстановлению, исковые требования подлежат в данной части удовлетворению. Восстановление права истицы на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала включает в себя восстановление возможности последующего распоряжения указанными средствами.
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2023, N 2)Принимая во внимание, что после расторжения сделки денежные средства материнского (семейного) капитала, использованного при покупке квартиры, подлежат возвращению ЖСК в Пенсионный фонд, суд пришел к выводу о том, что право истицы ею не утрачено и не реализовано, следовательно, право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, подлежит восстановлению, исковые требования подлежат в данной части удовлетворению. Восстановление права истицы на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала включает в себя восстановление возможности последующего распоряжения указанными средствами.
Вопрос: Правомерно ли признание сделки купли-продажи жилого помещения, приобретенного с уплатой средств материнского капитала, недействительной, если продавец не обеспечил несовершеннолетних жилой площадью?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться: на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться: на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения.
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)- платеж в счет уплаты вступительного и (или) паевого взноса, если владелец сертификата - супруг - является участником жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива <232>.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)- платеж в счет уплаты вступительного и (или) паевого взноса, если владелец сертификата - супруг - является участником жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива <232>.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода"
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 8)Не созданы альтернативные институциональные механизмы, стимулирующие собственников жилья и управляющие организации (ТСЖ, ЖСК) к осуществлению энергоэффективной модернизации МКД (например, долгосрочные кредиты, в том числе льготные, инструменты государственно-частного партнерства).
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 8)Не созданы альтернативные институциональные механизмы, стимулирующие собственников жилья и управляющие организации (ТСЖ, ЖСК) к осуществлению энергоэффективной модернизации МКД (например, долгосрочные кредиты, в том числе льготные, инструменты государственно-частного партнерства).
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Средства государственной и муниципальной финансовой поддержки предоставляются товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, а также региональным операторам. Необходимо отметить, что в перечне лиц, которым предоставляются средства государственной и муниципальной поддержки, в ч. 1 ст. 191 ЖК не указаны лица, которые выполняют услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем двенадцать. С учетом большого количества таких домов в небольших поселениях такое упущение требует исправления.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Средства государственной и муниципальной финансовой поддержки предоставляются товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, а также региональным операторам. Необходимо отметить, что в перечне лиц, которым предоставляются средства государственной и муниципальной поддержки, в ч. 1 ст. 191 ЖК не указаны лица, которые выполняют услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем двенадцать. С учетом большого количества таких домов в небольших поселениях такое упущение требует исправления.
Статья: Традиционные семейные ценности: конституционно-правовая интерпретация
(Масленникова С.В., Матвеева М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Традиционным в развитии семьи и семейных отношений в России является высокая роль государства в определении состояния этих явлений через правовое регулирование, создаваемые социально-экономические и политические условия, меры поддержки. Такой подход государства оправдывает традиционное особое внимание, как отмечалось в советских документах, к помощи семьям, имеющим детей, к улучшению условий труда и быта женщин, к развитию сети специализированных профилакториев для беременных женщин, расширению молодым семьям преимуществ при вступлении в жилищно-строительные кооперативы и строительстве индивидуальных домов <16>. Вместе с тем есть мнение о том, что семья хотя традиционно и является для государства опорой в воспроизводстве населения, но способна выполнять экономическую функцию и поддерживать своих членов без использования государственных ресурсов <17>. С относительно высоким уровнем государственного вмешательства в развитие семьи и семейных отношений связана традиционно значимая роль правового регулирования статуса семьи и ее членов. Советские конституции уделяли достаточно внимания этим вопросам. Так, в соответствии со ст. 53 и 66 Конституции СССР 1977 г. <18> семья находится под защитой государства, а брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляет заботу о семье. Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Более того, параллельно государственной заботе о семье на формирование семейного уклада оказывали влияние партийные директивы советского времени. Как отмечают исследователи, если муж "нарушает семейную дисциплину": пьет, изменяет, собирается разводиться, на него можно пожаловаться в партком, профком, администрацию предприятия и ожидать принятие соответствующих мер <19>. Хотя стоит отметить, что автономия семейной жизни от правового регулирования всегда признавалась как сфера, подпадающая и под социальное нормирование. В настоящее время пределы правового регулирования семьи и семейных отношений видят и по тем вопросам, по которым возможны соглашения между членами семьи и в ряде других случаев <20>.
(Масленникова С.В., Матвеева М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Традиционным в развитии семьи и семейных отношений в России является высокая роль государства в определении состояния этих явлений через правовое регулирование, создаваемые социально-экономические и политические условия, меры поддержки. Такой подход государства оправдывает традиционное особое внимание, как отмечалось в советских документах, к помощи семьям, имеющим детей, к улучшению условий труда и быта женщин, к развитию сети специализированных профилакториев для беременных женщин, расширению молодым семьям преимуществ при вступлении в жилищно-строительные кооперативы и строительстве индивидуальных домов <16>. Вместе с тем есть мнение о том, что семья хотя традиционно и является для государства опорой в воспроизводстве населения, но способна выполнять экономическую функцию и поддерживать своих членов без использования государственных ресурсов <17>. С относительно высоким уровнем государственного вмешательства в развитие семьи и семейных отношений связана традиционно значимая роль правового регулирования статуса семьи и ее членов. Советские конституции уделяли достаточно внимания этим вопросам. Так, в соответствии со ст. 53 и 66 Конституции СССР 1977 г. <18> семья находится под защитой государства, а брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляет заботу о семье. Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Более того, параллельно государственной заботе о семье на формирование семейного уклада оказывали влияние партийные директивы советского времени. Как отмечают исследователи, если муж "нарушает семейную дисциплину": пьет, изменяет, собирается разводиться, на него можно пожаловаться в партком, профком, администрацию предприятия и ожидать принятие соответствующих мер <19>. Хотя стоит отметить, что автономия семейной жизни от правового регулирования всегда признавалась как сфера, подпадающая и под социальное нормирование. В настоящее время пределы правового регулирования семьи и семейных отношений видят и по тем вопросам, по которым возможны соглашения между членами семьи и в ряде других случаев <20>.
Вопрос: Об НДФЛ при продаже жилого помещения семьей с двумя и более несовершеннолетними детьми, а также при продаже доли в квартире, приобретенной с использованием средств материнского капитала.
(Письмо ФНС России от 17.06.2024 N БС-4-11/6756@)- или осуществление полной оплаты стоимости приобретаемого налогоплательщиком (членами его семьи) жилого помещения в соответствии с договором участия в долевом строительстве (договором инвестирования долевого строительства или другим договором, связанным с долевым строительством), договором об участии в жилищно-строительном кооперативе.
(Письмо ФНС России от 17.06.2024 N БС-4-11/6756@)- или осуществление полной оплаты стоимости приобретаемого налогоплательщиком (членами его семьи) жилого помещения в соответствии с договором участия в долевом строительстве (договором инвестирования долевого строительства или другим договором, связанным с долевым строительством), договором об участии в жилищно-строительном кооперативе.