Зона проживания с правом на отселение
Подборка наиболее важных документов по запросу Зона проживания с правом на отселение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 13 "Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС""Суды верно исходили из того, что поскольку в спорный период истец не проживал, а проходил военную службу по призыву в зоне отселения, он не относится к категории лиц, указанных в пункте 11 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, поскольку перевод военнослужащего к новому месту службы либо выезд к месту проживания по окончании военной службы, нельзя считать добровольным выездом на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году, и в последующие годы в том смысле, который заложен в норму Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1, а относится к категории граждан, указанной в пункте 12 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", при этом данный статус не дает правовых оснований для установления пенсии по старости с уменьшением возраста согласно положениям статей 33, 37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13 "Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС""Признание матери истца - <данные изъяты> выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение (пункт 11 части 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1) подтверждается выданным ей удостоверением единого образца, поэтому ее дочь М., находившаяся в состоянии внутриутробного развития, не может быть отнесена к иной категории, а именно к гражданам, выехавшим добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какова продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого (льготного) отпуска для различных категорий работников
(КонсультантПлюс, 2025)Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемый подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, может быть разной продолжительности. Так, для тех, кто пострадал от чернобыльской аварии, - 14 календарных дней. Право на этот отпуск эта категория работников имеет вне зависимости от того, где расположен работодатель. Кто работает в настоящее время в зонах, подвергшихся радиационному загрязнению (в зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом), - 21, 14 и 7 календарных дней. Количество дней отпуска зависит от времени проживания и работы в соответствующей зоне и причиненного ущерба здоровью. Рассмотрим подробнее.
(КонсультантПлюс, 2025)Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемый подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, может быть разной продолжительности. Так, для тех, кто пострадал от чернобыльской аварии, - 14 календарных дней. Право на этот отпуск эта категория работников имеет вне зависимости от того, где расположен работодатель. Кто работает в настоящее время в зонах, подвергшихся радиационному загрязнению (в зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом), - 21, 14 и 7 календарных дней. Количество дней отпуска зависит от времени проживания и работы в соответствующей зоне и причиненного ущерба здоровью. Рассмотрим подробнее.
Готовое решение: На какую максимальную продолжительность может быть выдан длительный больничный лист
(КонсультантПлюс, 2025)А если женщина проживает (работает), в частности, в населенном пункте, который подвергся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне проживания с правом на отселение), то при сроке 27 недель беременности ей выдадут больничный на 160 календарных дней, а при многоплодной беременности - на 200 календарных дней (п. 63 Порядка формирования листков нетрудоспособности).
(КонсультантПлюс, 2025)А если женщина проживает (работает), в частности, в населенном пункте, который подвергся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне проживания с правом на отселение), то при сроке 27 недель беременности ей выдадут больничный на 160 календарных дней, а при многоплодной беременности - на 200 календарных дней (п. 63 Порядка формирования листков нетрудоспособности).
Нормативные акты
Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"Статья 10. Зона проживания с правом на отселение
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"Статья 10. Зона проживания с правом на отселение
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 17.05.2021 N 03-04-05/37454 указывается, что в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона N 1244-1, относятся в том числе военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 17.05.2021 N 03-04-05/37454 указывается, что в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона N 1244-1, относятся в том числе военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)III. Гарантии гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения (в том числе выехавшие добровольно), переселенным из зоны отселения и выехавшим добровольно из зоны проживания с правом отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития, а также гражданам, указанным в п. 3, 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ:
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)III. Гарантии гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения (в том числе выехавшие добровольно), переселенным из зоны отселения и выехавшим добровольно из зоны проживания с правом отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития, а также гражданам, указанным в п. 3, 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ:
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для чернобыльцев?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
Ситуация: Какие налоговые льготы имеют чернобыльцы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
Статья: Конституционная терминология в сфере социальной защиты
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Между тем в последние годы четко наметилась и на разных уровнях нормотворчества реализуется тенденция усиления адресности социальной поддержки. Так, на федеральном уровне ее реализацию можно связывать со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ (в ред. от 10 июля 2023 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости". Изменения коснулись нескольких федеральных законов, устанавливающих меры социальной поддержки для отдельных категорий населения (ветеранов, жертв радиации и др.). Произошло ужесточение условий предоставления таких мер в целях усиления адресности социальной поддержки в условиях ограниченности публичных ресурсов. Например, для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, было введено условие, касающееся продолжительности постоянного проживания на загрязненных территориях непосредственно перед предоставлением данных мер (1 год в зоне отселения, 3 года в зоне проживания с правом на отселение, 4 года в зоне с льготным социально-экономическим статусом). Следует подчеркнуть, что вновь введенные условия не распространялись на граждан, у которых право на меры социальной поддержки возникло до вступления в силу нового регулирования. Необходимость усиления адресности социальной поддержки в отношении данной категории граждан была обусловлена, как следует из пояснительной записки к законопроекту, многочисленными злоупотреблениями с их стороны при регистрации по месту жительства без фактического проживания на загрязненных территориях.
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Между тем в последние годы четко наметилась и на разных уровнях нормотворчества реализуется тенденция усиления адресности социальной поддержки. Так, на федеральном уровне ее реализацию можно связывать со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ (в ред. от 10 июля 2023 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости". Изменения коснулись нескольких федеральных законов, устанавливающих меры социальной поддержки для отдельных категорий населения (ветеранов, жертв радиации и др.). Произошло ужесточение условий предоставления таких мер в целях усиления адресности социальной поддержки в условиях ограниченности публичных ресурсов. Например, для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, было введено условие, касающееся продолжительности постоянного проживания на загрязненных территориях непосредственно перед предоставлением данных мер (1 год в зоне отселения, 3 года в зоне проживания с правом на отселение, 4 года в зоне с льготным социально-экономическим статусом). Следует подчеркнуть, что вновь введенные условия не распространялись на граждан, у которых право на меры социальной поддержки возникло до вступления в силу нового регулирования. Необходимость усиления адресности социальной поддержки в отношении данной категории граждан была обусловлена, как следует из пояснительной записки к законопроекту, многочисленными злоупотреблениями с их стороны при регистрации по месту жительства без фактического проживания на загрязненных территориях.
Статья: Фактор времени в правовом регулировании социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Фактор времени выступает важнейшим критерием дифференциации при решении вопроса об отнесении гражданина к той или иной категории пострадавших от чернобыльской катастрофы. Так, в зависимости от периода участия в работах по ликвидации последствий аварии - в 1986 - 1987 гг. и в 1988 - 1990 гг. - выделяются две самостоятельные категории лиц, для которых законом предусмотрен разный объем мер социальной защиты (пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 названного Закона). Несмотря на то что эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы формально составляют одну категорию граждан (п. 6 ч. 1 указанной статьи), меры социальной защиты для них различаются, причем не только в зависимости от статуса зоны, но и исходя из темпоральных параметров. Например, гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 г. на территорию зоны проживания с правом на отселение, соответствующие меры социальной защиты при добровольном последующем выезде из этой зоны предоставляются только при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием здесь. Гражданам, после 1 января 1994 г. переселившимся на территорию, подвергшуюся радиоактивному загрязнению, без заключения договоров с местной администрацией, такие меры не предоставляются вовсе (ч. 2 и 3 ст. 22 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Фактор времени выступает важнейшим критерием дифференциации при решении вопроса об отнесении гражданина к той или иной категории пострадавших от чернобыльской катастрофы. Так, в зависимости от периода участия в работах по ликвидации последствий аварии - в 1986 - 1987 гг. и в 1988 - 1990 гг. - выделяются две самостоятельные категории лиц, для которых законом предусмотрен разный объем мер социальной защиты (пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 названного Закона). Несмотря на то что эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы формально составляют одну категорию граждан (п. 6 ч. 1 указанной статьи), меры социальной защиты для них различаются, причем не только в зависимости от статуса зоны, но и исходя из темпоральных параметров. Например, гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 г. на территорию зоны проживания с правом на отселение, соответствующие меры социальной защиты при добровольном последующем выезде из этой зоны предоставляются только при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием здесь. Гражданам, после 1 января 1994 г. переселившимся на территорию, подвергшуюся радиоактивному загрязнению, без заключения договоров с местной администрацией, такие меры не предоставляются вовсе (ч. 2 и 3 ст. 22 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)III. Гарантии гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения (в том числе выехавшим добровольно), переселенным из зоны отселения и выехавшим добровольно из зоны проживания с правом отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития, а также гражданам, указанным в пунктах 3, 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ:
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)III. Гарантии гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения (в том числе выехавшим добровольно), переселенным из зоны отселения и выехавшим добровольно из зоны проживания с правом отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития, а также гражданам, указанным в пунктах 3, 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ: