Зонирование земель сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Зонирование земель сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 36 "Градостроительный регламент" Градостроительного кодекса РФТаким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 77 "Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения" ЗК РФПроанализировав положения статьей 77 и 79 Земельного кодекса Российской Федерации, и материалы дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований полагать, что испрашиваемый земельный участок материалами зонирования территории отнесен к зоне сельскохозяйственный угодий не имеется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Зонирование территорий и разрешенное использование земель как способ определения правового режима земель и земельных участков
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6) также отметить отсутствие в России сельскохозяйственного зонирования, что особенно важно в связи тем, что 32,8% земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с докладом Росреестра отнесены к "другим землям" в связи с чем невозможно точно установить целевое назначение данных земель и говорить об их рациональном использовании. Мы уже отмечали, что на сельскохозяйственные земли внутри категории земель населенных пунктов и на земли сельскохозяйственного назначения, за исключением земель сельскохозяйственных угодий внутри такой категории, распространяется градостроительный регламент, то есть такие земли подлежат градостроительному зонированию, что представляется не вполне правильным. Возможно, обратить внимание на зарубежный опыт зонирования территорий, в том числе и сельскохозяйственного зонирования, но не для слепой рецепции правовых норм зарубежных стран, а для более точного понимания того, в каких направлениях нам следует развивать институт зонирования и каких ошибок необходимо избежать. В случае с сельскохозяйственными землями следует изучить опыт зонирования США, где в результате зонирования сельскохозяйственных земель им присваивается категория, "в зависимости от качества земли и условий ведения сельскохозяйственного производства" <20>.
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6) также отметить отсутствие в России сельскохозяйственного зонирования, что особенно важно в связи тем, что 32,8% земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с докладом Росреестра отнесены к "другим землям" в связи с чем невозможно точно установить целевое назначение данных земель и говорить об их рациональном использовании. Мы уже отмечали, что на сельскохозяйственные земли внутри категории земель населенных пунктов и на земли сельскохозяйственного назначения, за исключением земель сельскохозяйственных угодий внутри такой категории, распространяется градостроительный регламент, то есть такие земли подлежат градостроительному зонированию, что представляется не вполне правильным. Возможно, обратить внимание на зарубежный опыт зонирования территорий, в том числе и сельскохозяйственного зонирования, но не для слепой рецепции правовых норм зарубежных стран, а для более точного понимания того, в каких направлениях нам следует развивать институт зонирования и каких ошибок необходимо избежать. В случае с сельскохозяйственными землями следует изучить опыт зонирования США, где в результате зонирования сельскохозяйственных земель им присваивается категория, "в зависимости от качества земли и условий ведения сельскохозяйственного производства" <20>.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В отношении данной территории необходимо установить специальный правовой режим - режим комплексного развития, учитывающий специфику режима сельскохозяйственных земель. Способом обособления перспективной для комплексного развития территории и установления ее границ, а также определения правового режима выступает зонирование. В результате зонирования в составе земель сельскохозяйственного назначения формируется зона комплексного развития, и возникают установленные законом правовые последствия, которые в том числе могут предусматривать: 1) изъятие земельных участков, относящихся к частной собственности и располагающихся в границах зоны, для публичных нужд <1> в соответствии со специальным порядком; здесь следует подчеркнуть, что действующий порядок изъятия участков, в том числе и в отношении сельскохозяйственных земель <2>, подвергался справедливой критике в литературе <3> и нуждается в доработке, так как ущемляет права граждан; 2) особые условия использования земельных участков, располагающихся в границах зоны, предполагающие ограничения на виды деятельности и строительство объектов, не связанных с целями комплексного развития и сельскохозяйственного назначения; 3) взаимные обязательства публичных и частных субъектов; 4) определение видов разрешенного использования земельных участков, связанных с реализацией мероприятий по комплексному развитию, с учетом особенностей целевого назначения исследуемой категории земель; 5) осуществление планировки территории комплексного развития с целью определения перечня объектов, их технических характеристик и местоположения, что позволит конкретизировать условия использования земельных участков.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В отношении данной территории необходимо установить специальный правовой режим - режим комплексного развития, учитывающий специфику режима сельскохозяйственных земель. Способом обособления перспективной для комплексного развития территории и установления ее границ, а также определения правового режима выступает зонирование. В результате зонирования в составе земель сельскохозяйственного назначения формируется зона комплексного развития, и возникают установленные законом правовые последствия, которые в том числе могут предусматривать: 1) изъятие земельных участков, относящихся к частной собственности и располагающихся в границах зоны, для публичных нужд <1> в соответствии со специальным порядком; здесь следует подчеркнуть, что действующий порядок изъятия участков, в том числе и в отношении сельскохозяйственных земель <2>, подвергался справедливой критике в литературе <3> и нуждается в доработке, так как ущемляет права граждан; 2) особые условия использования земельных участков, располагающихся в границах зоны, предполагающие ограничения на виды деятельности и строительство объектов, не связанных с целями комплексного развития и сельскохозяйственного назначения; 3) взаимные обязательства публичных и частных субъектов; 4) определение видов разрешенного использования земельных участков, связанных с реализацией мероприятий по комплексному развитию, с учетом особенностей целевого назначения исследуемой категории земель; 5) осуществление планировки территории комплексного развития с целью определения перечня объектов, их технических характеристик и местоположения, что позволит конкретизировать условия использования земельных участков.
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О землеустройстве"Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.
(ред. от 08.08.2024)
"О землеустройстве"Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".