Зоны санитарной охраны курортов
Подборка наиболее важных документов по запросу Зоны санитарной охраны курортов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Возникновение, реализация, защита прав на землю: Истец хочет выделить в натуре долю в праве общей долевой собственности на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Суд установил, что выдел доли запрошен из земельного участка, расположенного в границах второй зоны округа санитарной охраны курорта
(КонсультантПлюс, 2025)Суд установил, что выдел доли запрошен из земельного участка, расположенного в границах второй зоны округа санитарной охраны курорта
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11.9 "Требования к образуемым и измененным земельным участкам" ЗК РФ"Нахождение испрашиваемых земельных участков в границах первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта, режимами которых не предусмотрено использование земельного участка для личного подсобного хозяйства, обусловило принятие органом местного самоуправления законного решения об отказе в удовлетворении заявления главы хозяйства на основании пункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ. Представление схем без учета требований к их подготовке, установленным пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, а также с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, также являлось самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду в испрашиваемых целях и не позволяла администрации предоставить этот участок в индивидуальное арендное пользование."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Генеральный план и правила землепользования и застройки: соотношение и пределы внесения изменений
(Бражникова О.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Осложняет ситуацию, сложившуюся в городе-курорте Геленджике, и нахождение указанных земельных участков в границах территории зон с особыми условиями использования территорий, например, в 1-й зоне санитарной охраны курорта, в которой запрещено осуществление любых видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии использования экологически безопасных и рациональных технологий.
(Бражникова О.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Осложняет ситуацию, сложившуюся в городе-курорте Геленджике, и нахождение указанных земельных участков в границах территории зон с особыми условиями использования территорий, например, в 1-й зоне санитарной охраны курорта, в которой запрещено осуществление любых видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии использования экологически безопасных и рациональных технологий.
Статья: Ликбез по юридической терминологии: обременение имущества и правонарушения
(Полетаева А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 4)Судебная практика. Общество построило аквапарк. Суд указал, что застройка территории городского пляжа на набережной Черного моря в первой зоне санитарной охраны курорта федерального значения коммерческими объектами недопустима, несмотря на внесение в ЕГРН. При отсутствии права на застройку земельного участка право собственности у общества на объекты аквапарка не могло возникнуть. Более того, отдельные конструкции аквапарка, на которые зарегистрировано право собственности, не могут быть отнесены к самостоятельным объектам недвижимости. Это временные отделимые улучшения находящегося в муниципальной собственности земельного участка, которые устроены для целей коммерческой деятельности его арендатора по эксплуатации аквапарка. Бассейны и ванны являются лишь углублениями земельного участка с размещенными в них конструкциями, но не недвижимыми по своей природе вещами, как технически, так и юридически, поскольку такого рода улучшения земельного участка являются частью земельного участка, но не отдельными вещами в силу общеправового принципа quicquid plantatur solo solo cedit (что бы ни было прикреплено к земле - становится ее частью) или superficies solo cedit (решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2018 по делу N А32-5609/2018).
(Полетаева А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 4)Судебная практика. Общество построило аквапарк. Суд указал, что застройка территории городского пляжа на набережной Черного моря в первой зоне санитарной охраны курорта федерального значения коммерческими объектами недопустима, несмотря на внесение в ЕГРН. При отсутствии права на застройку земельного участка право собственности у общества на объекты аквапарка не могло возникнуть. Более того, отдельные конструкции аквапарка, на которые зарегистрировано право собственности, не могут быть отнесены к самостоятельным объектам недвижимости. Это временные отделимые улучшения находящегося в муниципальной собственности земельного участка, которые устроены для целей коммерческой деятельности его арендатора по эксплуатации аквапарка. Бассейны и ванны являются лишь углублениями земельного участка с размещенными в них конструкциями, но не недвижимыми по своей природе вещами, как технически, так и юридически, поскольку такого рода улучшения земельного участка являются частью земельного участка, но не отдельными вещами в силу общеправового принципа quicquid plantatur solo solo cedit (что бы ни было прикреплено к земле - становится ее частью) или superficies solo cedit (решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2018 по делу N А32-5609/2018).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222
(ред. от 03.03.2022)
"Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон"2. Настоящие Правила не распространяются на случаи установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-защитных зон источников ионизирующего излучения.
(ред. от 03.03.2022)
"Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон"2. Настоящие Правила не распространяются на случаи установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-защитных зон источников ионизирующего излучения.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)В силу пунктов 4, 5 статьи 31, пунктов 2, 4 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 1, пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, изданного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи", Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425, решения Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", а также решения от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи", на момент подписания договора от 23.12.1999 N 4900001664 рассматриваемый земельный участок относился к землям особо охраняемых природных территорий курорта федерального значения, являлся объектом федеральной собственности.
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)В силу пунктов 4, 5 статьи 31, пунктов 2, 4 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 1, пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, изданного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи", Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425, решения Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", а также решения от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи", на момент подписания договора от 23.12.1999 N 4900001664 рассматриваемый земельный участок относился к землям особо охраняемых природных территорий курорта федерального значения, являлся объектом федеральной собственности.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Может ли арендодатель засчитать перечисленные арендные платежи, в которых не указаны период оплаты или договор аренды, в счет ранее возникшей задолженности или в погашение обязательств по другим договорам
(КонсультантПлюс, 2025)"...29 сентября 2008 года территориальное управление (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор N 7700001139 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности (т. 1, л.д. 81 - 86). По условиям договора обществу для эксплуатации нежилых зданий и сооружений предоставлен в аренду на срок по 28.09.2023 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402006:58 площадью 1504 кв. м по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Просвещения, находящийся в первой зоне округа санитарной охраны курорта (пункт 1.1, 2.1). Список расположенных на участке сооружений приведен в пункте 1.2. Согласно пункту 3.1.1 размер годовой арендной платы составляет 980 235 рублей. Расчет арендной платы произведен в соответствии с отчетом от 11.08.2008 N 6 (пункт 3.2). Внесение арендной платы в бюджет осуществляется отдельным платежным документом за каждый квартал, отдельно по арендной плате и отдельно по пене. Внесение арендной платы одним платежным документом по нескольким договорам не допускается (пункт 3.7). Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора при существенном нарушении арендатором его условий, в том числе при невнесении арендной платы за землю более двух раз подряд (пункт 4.1.5 договора). В соответствии с пунктом 6.2 в случае невнесения арендной платы в установленный договором срок арендатору начисляется неустойка в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Может ли арендодатель засчитать перечисленные арендные платежи, в которых не указаны период оплаты или договор аренды, в счет ранее возникшей задолженности или в погашение обязательств по другим договорам
(КонсультантПлюс, 2025)"...29 сентября 2008 года территориальное управление (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор N 7700001139 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности (т. 1, л.д. 81 - 86). По условиям договора обществу для эксплуатации нежилых зданий и сооружений предоставлен в аренду на срок по 28.09.2023 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402006:58 площадью 1504 кв. м по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Просвещения, находящийся в первой зоне округа санитарной охраны курорта (пункт 1.1, 2.1). Список расположенных на участке сооружений приведен в пункте 1.2. Согласно пункту 3.1.1 размер годовой арендной платы составляет 980 235 рублей. Расчет арендной платы произведен в соответствии с отчетом от 11.08.2008 N 6 (пункт 3.2). Внесение арендной платы в бюджет осуществляется отдельным платежным документом за каждый квартал, отдельно по арендной плате и отдельно по пене. Внесение арендной платы одним платежным документом по нескольким договорам не допускается (пункт 3.7). Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора при существенном нарушении арендатором его условий, в том числе при невнесении арендной платы за землю более двух раз подряд (пункт 4.1.5 договора). В соответствии с пунктом 6.2 в случае невнесения арендной платы в установленный договором срок арендатору начисляется неустойка в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При разрешении спора было установлено, что испрашиваемый предпринимателем в собственность земельный участок находится во второй зоне санитарной охраны курорта. Границы санитарной охраны курорта установлены на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1987 г. N 494 "Об установлении границ и режима санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо-Осиповка) в Краснодарском крае".
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При разрешении спора было установлено, что испрашиваемый предпринимателем в собственность земельный участок находится во второй зоне санитарной охраны курорта. Границы санитарной охраны курорта установлены на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1987 г. N 494 "Об установлении границ и режима санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо-Осиповка) в Краснодарском крае".
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В некоторых случаях федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливаются санитарно-защитные зоны. Таковым органом является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (п. 5.1.1 Положения об указанной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322). Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации. Речь, в частности, идет о Постановлении Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (ред. от 03.03.2022) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон". Указанные Правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. При этом эти Правила не распространяются на случаи установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-защитных зон источников ионизирующего излучения.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В некоторых случаях федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливаются санитарно-защитные зоны. Таковым органом является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (п. 5.1.1 Положения об указанной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322). Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации. Речь, в частности, идет о Постановлении Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (ред. от 03.03.2022) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон". Указанные Правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. При этом эти Правила не распространяются на случаи установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-защитных зон источников ионизирующего излучения.
Статья: Земельный участок как объект гражданского оборота: вопросы теории и практики
(Инжиева Б.Б.)
("Юрист", 2022, N 5)Применительно к городам-курортам весьма типичным является и оспаривание отказа органа местного самоуправления о предоставлении гражданину (юридическому лицу) в собственность за плату земельного участка, который расположен в 1 - 3 зонах санитарной (горно-санитарной) охраны курорта <9>.
(Инжиева Б.Б.)
("Юрист", 2022, N 5)Применительно к городам-курортам весьма типичным является и оспаривание отказа органа местного самоуправления о предоставлении гражданину (юридическому лицу) в собственность за плату земельного участка, который расположен в 1 - 3 зонах санитарной (горно-санитарной) охраны курорта <9>.
Статья: К вопросу о правовом режиме земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Если лечебно-оздоровительные местности и курорты были созданы до 30 декабря 2013 года, но в последующем их границы и площадь были изменены нормативным правовым актом, то они находятся в режиме особо охраняемых территорий. Так, были признаны свободными в обороте земельные участки в границах второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов федерального значения Светлогорск-Отрадное и Зеленоградск, созданных в 1982 году, у которых в 2018 году были установлены иные границы и иная их общая протяженность <33>.
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Если лечебно-оздоровительные местности и курорты были созданы до 30 декабря 2013 года, но в последующем их границы и площадь были изменены нормативным правовым актом, то они находятся в режиме особо охраняемых территорий. Так, были признаны свободными в обороте земельные участки в границах второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов федерального значения Светлогорск-Отрадное и Зеленоградск, созданных в 1982 году, у которых в 2018 году были установлены иные границы и иная их общая протяженность <33>.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Должен ли арендодатель при досрочном расторжении договора аренды публичного земельного участка представить доказательства того, что арендатор существенно нарушил его условия
(КонсультантПлюс, 2025)Как видно из материалов дела, территориальное управление (арендодатель) и потребительский союз 12.08.2004 заключили договор N 04-15/23 аренды земельного участка площадью 5625 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Просвещения, 122, в первой зоне горно-санитарной охраны курорта, в зоне особого режима использования земель, в экономико-планировочной зоне А-1-а, для эксплуатации принадлежащих арендатору на праве собственности административного здания, оздоровительного корпуса и эллингов (т. 1, л.д. 16 - 21). Договор зарегистрирован в установленном порядке 25.10.2004.
Должен ли арендодатель при досрочном расторжении договора аренды публичного земельного участка представить доказательства того, что арендатор существенно нарушил его условия
(КонсультантПлюс, 2025)Как видно из материалов дела, территориальное управление (арендодатель) и потребительский союз 12.08.2004 заключили договор N 04-15/23 аренды земельного участка площадью 5625 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Просвещения, 122, в первой зоне горно-санитарной охраны курорта, в зоне особого режима использования земель, в экономико-планировочной зоне А-1-а, для эксплуатации принадлежащих арендатору на праве собственности административного здания, оздоровительного корпуса и эллингов (т. 1, л.д. 16 - 21). Договор зарегистрирован в установленном порядке 25.10.2004.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> См., например, Постановление Правительства РФ от 22.02.2018 N 188 "Об установлении границ и режимов округов горно-санитарной охраны курортов федерального значения Светлогорск-Отрадное и Зеленоградск, внесении изменений в отдельные постановления Совета Министров РСФСР и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 27.05.1993 N 498 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> См., например, Постановление Правительства РФ от 22.02.2018 N 188 "Об установлении границ и режимов округов горно-санитарной охраны курортов федерального значения Светлогорск-Отрадное и Зеленоградск, внесении изменений в отдельные постановления Совета Министров РСФСР и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 27.05.1993 N 498 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан".