Новое в московском законодательстве (ежедневно)
26 ноября 2024 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "ЭЛКОД", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
В целях завершения реализации органами местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельных полномочий города Москвы в целях перераспределения полномочий между органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве с 1 января 2025 года будут признаны утратившими силу следующие законы города Москвы:
- Закон г. Москвы от 26.12.2007 N 51;
- Закон г. Москвы от 25.10.2006 N 53;
- Закон г. Москвы от 28.09.2005 N 47.
Также с указанной даты признаются утратившими силу иные законы города Москвы, а также отдельные положения законов, которые регулируют схожие правоотношения.
Также органы местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве, прекращающие осуществление отдельных полномочий города Москвы с 1 января 2025 года, должны до указанной даты обеспечить подготовку для передачи уполномоченным органам исполнительной власти города Москвы документов, касающихся деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, деятельности в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства, деятельности в сфере опеки, попечительства, патронажа, а также для возврата материальных ресурсов, переданных им для осуществления отдельных полномочий города Москвы.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Закон г. Москвы от 13.11.2024 N 28
"О внесении изменений в отдельные законы города Москвы"
Внесены изменения в Кодекс города Москвы об административных правонарушениях. Усилена ответственность за нарушение режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве, особо охраняемых зеленых территорий города Москвы и охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве. Также Кодекс дополнен статьями, касающимися нарушений порядка направления в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы сведений о создании, восстановлении зеленых насаждений, уведомления об удалении, пересадке зеленых насаждений и нарушений порядка учета зеленых насаждений и территорий зеленого фонда в городе Москве, порядка предоставления сведений для учета зеленых насаждений, территорий зеленого фонда в городе Москве и ведения реестра зеленых насаждений.
Внесены изменения в Закон города Москвы "О землепользовании в городе Москве". Список целей охраны земель дополнен особо охраняемыми зелеными территориями.
Скорректированы полномочия Правительства Москвы в части организации и выполнения мер по защите от пожаров особо охраняемых зеленых территорий города Москвы, природных и озелененных территорий города Москвы, иных территорий зеленого фонда в городе Москве.
Соответствующие изменения внесены в Закон города Москвы "О государственном имуществе города Москвы" и Градостроительный кодекс города Москвы.
Внесены изменения в статьи Кодекса в части дополнения их положениями о правонарушениях, совершенных в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленных объектов культурного наследия. Так, например, нарушение установленных Правительством Москвы требований к внешнему виду и содержанию внешних поверхностей нежилых зданий, строений, сооружений, а также иных объектов (элементов объектов) благоустройства, совершенные в отношении объектов культурного наследия: влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 процентов стоимости объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия; на должностных лиц - от 4 до 6 процентов стоимости объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия; на юридических лиц - от 5 до 7 процентов стоимости объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия; а в случае если стоимость объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия не определена, на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей. Неустранение ранее выявленного административного правонарушения в течение 60 дней с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания за данное правонарушение - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 до 6 процентов стоимости объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия; на должностных лиц - от 5 до 7 процентов стоимости объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия; на юридических лиц - от 6 до 8 процентов стоимости объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия; а в случае если стоимость объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия не определена, на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Утверждены основные характеристики бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год:
1) общий объем доходов бюджета Фонда 518570329,4 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 445764791,3 тыс. рублей, бюджета города Москвы в сумме 30188425,4 тыс. рублей и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования других субъектов Российской Федерации в сумме 41561902,8 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 518570329,4 тыс. рублей.
Утверждены основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2026 и 2027 годов.
Утверждены Основные характеристики бюджета города Москвы на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
Утверждена ведомственная структура расходов бюджета города Москвы по главным распорядителям бюджетных средств, целевым статьям расходов, сформированным в соответствии с государственными программами города Москвы и непрограммными направлениями деятельности органов государственной власти города Москвы, и группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов.
Утверждено распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям расходов, сформированным в соответствии с государственными программами города Москвы, а также непрограммными направлениями деятельности органов государственной власти города Москвы, и группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов.
Утверждено распределение бюджетных ассигнований по государственным программам города Москвы и подпрограммам государственных программ города Москвы на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
Утверждены источники финансирования дефицита бюджета города Москвы на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
Утверждены нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты внутригородских муниципальных образований на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
Утверждены нормативы обеспечения расходных обязательств для определения минимальных расходов бюджетов внутригородских муниципальных образований на 2025, 2026 и 2027 годы.
Установлены бюджетные кредиты бюджетам внутригородских муниципальных образований, которые не имеют просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед городом Москвой, а также общие объемы межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований на 2025-2027 годы.
Утверждены Программы государственных внутренних и внешних заимствований города Москвы на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
Установлены: верхний предел государственного внутреннего долга города Москвы, верхний предел долга по государственным гарантиям города Москвы в валюте РФ, верхний предел государственного внешнего долга города Москвы и верхний предел долга по государственным гарантиям города Москвы в иностранной валюте, а также Программы государственных гарантий города Москвы в валюте РФ и в иностранной валюте.
Документ вступает в силу с 01.01.2025.
Внесены изменения в Закон г. Москвы "О налоге на имущество организаций". Установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме с учетом площади помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с жилищным законодательством, превышает 3000 кв. метров. Также список объектов, в отношении которых организации, созданные РФ в целях исполнения предусмотренных международными договорами РФ обязательств по размещению и обслуживанию дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, международных и межгосударственных организаций и их представительств, уплачивают налог в размере 25 процентов исчисленной суммы налога, дополнен многоквартирными и садовыми домами.
Скорректированы налоговые ставки транспортного налога на легковые автомобили, мотоциклы и мотороллеры, автобусы и грузовые автомобили.
Ставка налога на игорный бизнес за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы повысилась до 10000000 рублей.
Внесены изменения в Закон города Москвы "О патентной системе налогообложения". В таблице "Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода" сдача в аренду (наем) собственных или арендованных жилых помещений выделена в отдельный вид предпринимательской деятельности. При сдаче в аренду собственных или арендованных нежилых помещений, включая выставочные залы, складские помещения свыше 600 кв. метров до 1000 кв. метров (включительно), расположенных в районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы, размер потенциально возможного к получению годового дохода на один объект увеличился до 27000. Таблица дополнена объектами свыше 1000 кв. метров до 1400 кв. метров (включительно), а также свыше 1400 кв. метров до 1800 кв. метров (включительно). При этом установлено, что патентная система налогообложения не применяется в отношении деятельности по сдаче в аренду (наем) собственных или арендованных жилых или нежилых помещений, если общая площадь жилых помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности или аренды, превышает 1800 кв. метров.
Коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории города Москвы на 2025 и последующие годы, установлен в размере 2,8592.
Из списка организаций, для которых установлена пониженная ставка налога на прибыль, исключены управляющие компании технопарков и индустриальных (промышленных) парков, якорных резидентов технопарков и индустриальных (промышленных) парков, а также управляющие компании особых экономических зон и осуществляющие деятельность в целях реализации соглашений об управлении особыми экономическими зонами.
Внесены и другие изменения. Данный документ вступает в силу с 1 января 2025 года.
Актуализированы положения Перечня нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Закон г. Москвы от 13.11.2024 N 27
"Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве"
Введено понятие "зеленый фонд города Москвы" - совокупности всех территорий в границах города, занятых зелеными насаждениями.
Наиболее ценные для города и его жителей территории, занятые зелеными насаждениями, объединяются в "зеленый каркас Москвы". В него включаются особо охраняемые природные и зеленые территории, а также ряд наиболее ценных природных и озелененных территорий Москвы.
Обозначены основные принципы охраны и использования зеленого фонда города Москвы, включая комплексный подход, системное планирование, учет значения зеленого фонда, сохранение биологического разнообразия и ответственность за нарушение законодательства. Также указаны требования к хозяйственной и иной деятельности, правила обращения с зелеными насаждениями и важность учета экосистемных функций при принятии решений.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Закон г. Москвы от 13.11.2024 N 24
"Об объектах культурного наследия в городе Москве"
Законом регламентированы отношения, связанные с сохранением, использованием, распространением информации и государственной защитой объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, которые находятся на территории Москвы и внесены в единый государственный реестр таких объектов. Также Закон касается выявленных объектов культурного наследия. Определен перечень полномочий Правительства Москвы в обозначенной сфере и утвержден научно-методический совет, необходимый для определения историко-культурной ценности объектов.
Кроме того, установлены виды работ, которые можно проводить для поддержания объектов в надлежащем состоянии. В том числе, закреплены нормы, регламентирующие ограничение или прекращение движения транспортных средств в случае, если это может повлечь угрозу повреждения или уничтожения объекта культурного наследия.
Признаны утратившими силу ряд законов города Москвы, регламентировавших правоотношения в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры.
Документ вступает в силу с 01.01.2025.