Новое в законодательстве Новосибирской области
28 марта 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "Локсит", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
В связи с упразднением должности первого заместителя Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области соответствующие поправки внесены в Положения о комитетах Законодательного Собрания Новосибирской области:
- по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению;
- по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям;
- по транспортной, промышленной и информационной политике;
- по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения;
- по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике;
- по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам.
Стратегия направлена на консолидацию усилий органов государственной власти Новосибирской области, иных государственных органов Новосибирской области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и граждан по реализации молодежной политики.
Цель Стратегии - формирование к 2030 году системы молодежной политики в Новосибирской области, ориентированной на патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан, соблюдение их прав, свобод и законных интересов, улучшение социально-экономического положения молодежи, активное ее привлечение к участию в государственном строительстве и развитии современного российского общества с учетом его актуальных потребностей, вызовов и угроз, стоящих перед страной.
Утверждены задачи, приоритетные направления реализации стратегии, а также меры по их осуществлению.
Реализация Стратегии осуществляется в 2 этапа. Первый этап - 2025 - 2026 годы, второй этап - 2027 - 2030 годы.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Скорректирован региональный перечень (классификатор) государственных (муниципальных) услуг и работ Новосибирской области в части уточнения содержания и показателей, характеризующих объем государственной услуги (работы) по осуществлению работ по обеспечению требований информационной безопасности.
ЖИЛИЩЕ
Установлен размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения на 2025 год: 18 м2 общей площади жилого помещения - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 м2 общей площади жилого помещения - на семью, состоящую из двух человек; 33 м2 общей площади жилого помещения - на одиноко проживающих граждан.
Утверждены размеры регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи дифференцированно в зависимости от размера совокупного дохода семьи, а также размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного человека в месяц по муниципальным образованиям Новосибирской области на 2025 год.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Изменениями, внесенными в постановление Правительства Новосибирской области "Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере на территории Новосибирской области", установлено, что государственная услуга по созданию условий для обеспечения отдельных категорий граждан возможностью путешествовать с целью развития туристского потенциала Российской Федерации в соответствии с социальным сертификатом более не предоставляется.
Признаны утратившими силу постановления Правительства Новосибирской области:
- от 26.09.2023 N 447-п "Об утверждении Порядка формирования реестра потребителей государственной услуги в социальной сфере по созданию условий в Новосибирской области для обеспечения отдельных категорий граждан возможностью путешествовать с целью развития туристского потенциала Российской Федерации в соответствии с социальным сертификатом и Порядка формирования социального сертификата на получение государственной услуги в социальной сфере по созданию условий в Новосибирской области для обеспечения отдельных категорий граждан возможностью путешествовать с целью развития туристского потенциала Российской Федерации";
- от 03.10.2023 N 459-п "Об организации предоставления государственной услуги по созданию условий в Новосибирской области для обеспечения отдельных категорий граждан возможностью путешествовать с целью развития туристского потенциала Российской Федерации в соответствии с социальным сертификатом".
Стоимость гарантированного перечня услуг по погребению путем предания тела (останков) умершего земле составляет 13 658,87 руб., путем кремации - 16 638,11 руб.
Постановление мэрии г. Новосибирска от 24.06.2024 N 4612, ранее регулировавшее данный вопрос, признано утратившим силу.
Определена стоимость услуг по погребению умерших граждан, не имеющих супруга, близких или иных родственников либо законного представителя, - 11 881,79 руб. (путем предания тела земле), 14 861,03 руб. (путем кремации).
Постановление мэрии города Новосибирска от 24.06.2024 N 4619, ранее регулировавшее данный вопрос, признано утратившим силу.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Определены правила и условия использования бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на 2025 год главным распорядителям бюджетных средств - Минздраву НСО, Минтруда и соцразвития НСО, Минобразования Новосибирской области, Минкультуры НСО, Министерству ФК и С НСО, МФ и НП НСО, ГИО ОКН НСО в целях сохранения достигнутого в 2018 году соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в Указах Президента РФ от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, и среднемесячной начисленной заработной платой наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц по Новосибирской области.
В Перечень включены, в частности, выпадающие доходы областного бюджета, обусловленные льготами по транспортному налогу для:
- общественных организаций инвалидов в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
- организаций, основным видом экономической деятельности которых является деятельность почтовой связи общего пользования, при условии оказания услуг по доставке и (или) выплате пенсий и пособий.
К источникам финансирования дефицита областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области отнесено уменьшение долговых обязательств Новосибирской области по бюджетным кредитам, возврат которых осуществляется с учетом списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.
Уточнено, что наличие оснований для признания задолженности по платежам в областной бюджет безнадежной к взысканию подтверждается справкой администратора доходов об учитываемых суммах задолженности по уплате платежей в областной бюджет (ранее - выпиской из бюджетной отчетности), а также справкой администратора доходов о принятых мерах по обеспечению взыскания задолженности по платежам в областной бюджет, предусмотренных регламентом реализации полномочий администратора доходов по взысканию дебиторской задолженности по платежам в областной бюджет, пеням и штрафам по ним, установленным в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Скорректирован перечень документов, подтверждающих наличие оснований для признания задолженности по платежам в областной бюджет безнадежной к взысканию.
Изложены в новой редакции корректирующие коэффициенты к нормативным затратам на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2025 год в зависимости от способа оказания государственных услуг и категорий обслуживаемых граждан. В частности, для ГАУ СО НСО "Областной комплексный центр социальной адаптации граждан" корректирующий коэффициент увеличен с 1,562 до 1,623.
Предоставление субсидий осуществляется от имени мэрии г. Новосибирска департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города на основании соглашения юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения, водоснабжения или обращения с твердыми коммунальными отходами.
Размер субсидий определяется в объеме произведенных затрат.
Постановление мэрии г. Новосибирска от 25.05.2022 N 1691, ранее регулировавшее данный вопрос, признано утратившим силу.
Субсидии предоставляются на основании соглашения юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения, водоснабжения или обращения с твердыми коммунальными отходами.
Определены цели, категории получателей, порядок и условия получения денежных средств, требования к представлению отчетности.
В случае предоставления субсидии на основании решения комиссии по содействию инвестиционной деятельности на территории города Новосибирска размер денежных средств определяется указанным решением; в иных случаях составляет 100% стоимости приобретенной специализированной коммунальной техники и (или) оборудования (запасных частей), автоматизации и (или) информатизации технологических процессов.
Субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения затрат, связанных с организацией в границах города Новосибирска водоотведения, водоснабжения или обращения с твердыми коммунальными отходами, иными отходами производства и потребления.
Предоставление субсидий осуществляется от имени мэрии города Новосибирска департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города на основании соглашения юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в указанной сфере.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Программа разработана в целях повышения объемов использования золошлаковых отходов и получаемых на их основе материалов путем формирования комплексного подхода к обращению с такими отходами в Новосибирской области, сокращения доли земель, нарушенных их складированием, повышения экономической эффективности использования золошлаковых отходов и материалов.
Сроки реализации региональной программы: 2025 - 2036 годы.
Планируется, что к 2035 году доля утилизированных и обезвреженных золошлаковых отходов в общем объеме ежегодно образованных тепловыми электростанциями отходов составит 100%.
Исполнителями программы определены МПР НСО, МЖКХиЭ НСО, Минстрой НСО, Минтранс Новосибирской области, Минэкономразвития НСО, АО "СГК-Новосибирск".
Поправки внесены в Порядок установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также оснований для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, оснований для отмены данных маршрутов) на территории Новосибирской области.
Межмуниципальный маршрут может быть утвержден в случае, если он предусмотрен региональным комплексным планом транспортного обслуживания населения или направлен на достижение его приоритетов и целей.
Расширен перечень оснований для изменения межмуниципального маршрута.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Изменениями, внесенными в постановление администрации Новосибирской области "О порядке информирования граждан о наличии лесных насаждений на территории лесничеств для продажи гражданам для собственных нужд и их местоположении, порядке рассмотрения заявлений граждан и принятия решений о предоставлении гражданам лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд", уточнено, что решение о подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений утрачивает силу:
- если гражданин, выразивший согласие до заключения договора осмотреть продаваемые лесные насаждения, ознакомиться с их материально-денежной оценкой, после информирования о дате и времени осмотра в течение 7 календарных дней (ранее - 14 календарных дней) с указанной даты не является для осмотра и не выражает отказ от такого права;
- если гражданин после информирования о дате и времени заключения договора купли-продажи лесных насаждений в течение 7 календарных дней (ранее - 14 календарных дней) с указанной даты не является для заключения договора.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Изменениями, внесенными в постановление Губернатора Новосибирской области "О стипендиях для одаренных детей-инвалидов в сфере культуры и искусства", уточнено, что кандидаты на назначение стипендий выдвигаются коллегиальными органами образовательных организаций, органами управления культурой, образованием, социальной защитой, общественными организациями и творческими объединениями муниципальных образований (ранее - коллегиальными органами образовательных организаций, органами управления культурой, образованием, социальной защитой, общественными организациями и творческими объединениями в Новосибирской области). Ходатайства о назначении стипендии представляются заявителями в Минтруда и соцразвития НСО на бумажном носителе.
Нормативы формирования стипендиального фонда государственных профессиональных образовательных организаций Новосибирской области за счет ассигнований областного бюджета государственной академической стипендии студентам, обучающимся по программам: среднего профессионального образования (подготовка квалифицированных рабочих, служащих, подготовка специалистов среднего звена), основным программам профессионального обучения, увеличены с 740 руб. до 778,5 руб.; высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатура, ассистентура-стажировка), - с 2 034 руб. до 2 139,8 руб.
Кроме того, с 1 732,5 руб. до 1 911,9 руб. в месяц увеличен размер стипендии для студентов государственных профессиональных образовательных организаций Новосибирской области, обучающихся по профессиям и специальностям, установленным Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Новосибирской области (утвержден постановлением Правительства Новосибирской области от 18.06.2012 N 290-п).
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Изменения внесены в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
В новой редакции изложены, в частности, разделы, содержащие перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат на ее оказание, а также территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Установлен Перечень государственных учреждений Новосибирской области, подведомственных Минздраву НСО, уполномоченных проводить врачебные комиссии в целях принятия решений о назначении незарегистрированных лекарственных препаратов.
Утвержден перечень вакантных должностей медицинских работников в государственных медицинских организациях Новосибирской области и их структурных подразделениях, расположенных в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тыс. человек, при замещении которых в 2026 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты врачам (1 млн либо 1,5 млн руб.), фельдшерам скорой медицинской помощи, а также фельдшерам и заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами (0,5 млн либо 0,75 млн руб.).
В перечень включено 109 вакантных должностей.
Документ вступает в силу с 01.01.2026.
Утверждены тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС и порядок их применения на территории Новосибирской области.
Кроме того, установлен перечень медицинских организаций, оказывающих помощь в рамках Территориальной программы ОМС, а также санкции, применяемые по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Документ действует до 31.12.2025.