Новое в законодательстве Республики Коми
8 ноября 2024 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "КонсультантПлюсКоми", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
С 18 ноября 2024 года дополняется, что по вопросу выдвижения кандидатуры старосты, а также по вопросу досрочного прекращения полномочий старосты в сходе граждан сельского населенного пункта могут принять участие обладающие избирательным правом жители данного сельского населенного пункта, а также в случае, если это установлено муниципальными нормативными правовыми актами, граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения схода граждан 18 лет и имеющие в собственности жилое помещение, расположенное на территории данного сельского населенного пункта.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
С 18 ноября 2024 года уточняется, что по результатам консультаций Государственный Совет Республики Коми утверждает членов Общественной палаты Республики Коми в количестве десяти человек на очередном заседании.
Дополняется, что в случае наступления события, влекущего прекращение полномочий члена Общественной палаты Республики Коми, утвержденного Государственным Советом Республики Коми либо Главой Республики Коми, либо получения таких данных информация об этом направляется Общественной палатой Республики Коми соответственно в Государственный Совет Республики Коми либо Главе Республики Коми в срок не позднее 30 дней со дня наступления указанного события (получения данных) для решения вопроса о прекращении полномочий члена Общественной палаты Республики Коми и начала процедуры доформирования Общественной палаты Республики Коми.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
С 1 января 2025 года будет прекращено осуществление государственных полномочий на государственную регистрацию рождения, заключения брака, установления отцовства, смерти органами местного самоуправления следующих поселений: в границах муниципального образования муниципального района "Княжпогостский" - муниципального образования городского поселения "Синдор", муниципальных образований сельских поселений "Иоссер", "Мещура", "Серегово", "Чиньяворык", "Шошка"; в границах муниципального образования муниципального района "Койгородский" - муниципального образования сельского поселения "Подзь"; в границах муниципального образования муниципального района "Прилузский" - муниципальных образований сельских поселений "Гурьевка", "Лойма", "Ношуль", "Спаспоруб"; в границах муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" - муниципальных образований сельских поселений "Зеленец", "Пажга", "Палевицы", "Шошка"; в границах муниципального образования муниципального района "Удорский" - муниципального образования сельского поселения "Большая Пысса"; в границах муниципального образования муниципального района "Усть-Вымский" - муниципального образования сельского поселения "Мадмас"; в границах муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" - муниципальных образований сельских поселений "Ермица", "Среднее Бугаево", "Хабариха".
С 1 января 2025 года в Закон Республики Коми от 28.12.2015 N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния" вносятся изменения в части исключения указанных выше органов местного самоуправления из Перечня муниципальных образований городских, сельских поселений в границах муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми, в которых органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния, предусмотренными статьей 1 Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния".
ЖИЛИЩЕ
С 18 ноября 2024 года уточняется, что к полномочиям Правительства Республики Коми в области обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах будет относиться установление порядка проведения эксплуатационного контроля за техническим состоянием многоквартирных домов в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и Жилищным кодексом Российской Федерации; утверждение региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и внесение изменений в данную программу, в том числе на основании результатов обследования технического состояния многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта.
Кроме того, Правительство Республики Коми наделяется полномочиями по установлению порядка организации проведения обследования технического состояния многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, а также порядка учета результатов обследования технического состояния многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, при подготовке и утверждении такой программы или внесении в нее изменений.
Порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта дополняется положениями, предусматривающими, что обследование технического состояния многоквартирных домов проводится в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта, оценки соответствия технического состояния таких многоквартирных домов и их систем инженерно-технического обеспечения нормативным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также определения возможности дальнейшей эксплуатации таких многоквартирных домов и (или) установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в таких многоквартирных домах с определением перечня и объема услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах: на основании нормативного правового акта Правительства Республики Коми за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в случае, если соответствующие средства на проведение указанного обследования предусмотрены законом Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период, либо на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, за счет средств собственников помещений в таком многоквартирном доме; результаты обследования технического состояния многоквартирного дома, включенного в региональную программу капитального ремонта, являются основанием для внесения изменений в указанную программу.
С 18 ноября 2024 года дополняется, что в целях реализации положений статей 7 и 7(1) Закона Республики Коми "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан" Правительством Республики Коми устанавливается порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания установленным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями), содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
С 1 января 2025 года в Постановлении "Об оплате труда работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта муниципального образования городского округа "Сыктывкар" уточняются должностные оклады (оклады) специалистов, служащих и рабочих, в частности, увеличиваются должностные оклады руководящих работников физической культуры и спорта, работников учреждений физической культуры и спорта муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Увеличиваются оклады работников учреждений физической культуры и спорта муниципального образования городского округа "Сыктывкар", осуществляющих трудовую деятельность по профессиям рабочих, размеры окладов которых устанавливаются в зависимости от разряда выполняемых работ в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, в частности, размер оклада, определяемый в соответствии с 1 разрядом оплаты труда увеличен с 9090 руб. до 10000 руб.; 2 разрядом - с 9275 руб. до 10205 руб.; 3 разрядом с 9455 руб. до 10405 руб.; 4 разрядом - с 9640 руб. до 10605 руб.; 5 разрядом - с 9815 руб. до 10800 руб.; 6 разрядом - с 9995 руб. до 10995 руб.; 7 разрядом - с 10225 руб. до 11250 руб.; 8 разрядом - с 10460 руб. до 11510 руб.; 9 разрядом - с 10815 руб. до 11900 руб.; 10 разрядом - с 11180 руб. до 12300 руб.
Уточняется, что педагогическим работникам повышение должностного оклада за наличие первой квалификационной категории будет устанавливаться в размере 10 процентов (ранее - 20 процентов), высшей квалификационной категории в размере 20 процентов (ранее - 40 процентов).
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Уточнено, что средства, получаемые от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Республики Коми, подлежат перечислению в полном объеме в республиканский бюджет.
Дополнено, что в случае внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о республиканском бюджете согласно пунктам 3 и 8 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации распределение субвенций из республиканского бюджета между муниципальными образованиями осуществляется на основании решения Правительства Республики Коми, подготовленного с учетом указанных изменений главным распорядителем средств республиканского бюджета согласно методике расчета (распределения) соответствующей субвенции, утвержденной законом Республики Коми.
С 1 января 2025 года уточняются нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в частности, в бюджеты городских и муниципальных округов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в республиканский бюджет: налога на доходы физических лиц (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении отдельных доходов) - по нормативу 5 процентов; налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 312 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 2,4 миллиона рублей и составляющей не более 5 миллионов рублей, - по нормативу 4,35 процента; налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 702 тысячи рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей и составляющей не более 20 миллионов рублей, - по нормативу 3,6 процента; налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 3402 тысячи рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 20 миллионов рублей и составляющей не более 50 миллионов рублей, - по нормативу 3,25 процента; налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 9402 тысячи рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 50 миллионов рублей, - по нормативу 3 процента; налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, - по нормативу 30 процентов; налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, - по нормативу 100 процентов и пр.
С 1 января 2025 года на основании пункта 3 статьи 227.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации на территории Республики Коми на 2025 год устанавливается коэффициент в размере 2,50, отражающий региональные особенности рынка труда в Республике Коми, применяемый в целях индексации размера фиксированных авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемому иностранными гражданами, указанными в пункте 1 статьи 227.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Признается утратившим силу Закон Республики Коми от 11.12.2023 N 106-РЗ "О коэффициенте, отражающем региональные особенности рынка труда в Республике Коми, на 2024 год и признании утратившим силу закона Республики Коми по вопросу установления коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда в Республике Коми, на 2023 год".
Перечень и коды целевых статей расходов республиканского бюджета Республики Коми и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми дополнены кодом 13 2 01 R4740 Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение и ввод в промышленную эксплуатацию маркировочного оборудования для внедрения обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции.
Уточнено наименование целевой статьи расходов республиканского бюджета по коду 02 4 03 00000 - Комплекс процессных мероприятий "Организация мероприятий по профессиональному развитию кадров в системе государственного, муниципального управления в организациях народного хозяйства".
Внесены изменения в части признания утратившими силу Порядка и сроков предоставления отчетности об использовании государственным бюджетным учреждением, в отношении которого функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, средств субсидий на иные цели.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Формы документов, необходимых для получения субсидий в соответствии с Порядком предоставления субсидий на поддержку эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, дополнены Актом выполненных работ по результатам проведения мероприятий в области известкования кислых почв на пашне (хозяйственным или подрядным способом).
В перечне ставок (размеров) субсидий, коэффициентов, периодов, устанавливаемых для предоставления государственной поддержки на 2024 год, увеличена ставка региональной субсидии на 1 гектар посевной площади, занятой картофелем и овощными культурами открытого грунта, с 6 235,91197368421 до 7 165,044117647060 рублей.
Кроме того, Перечень ставок (размеров) субсидий дополнен ставкой субсидии (региональной) на 1 тонну произведенных в году, предшествующем году получения субсидий, картофеля и овощей открытого грунта, - 2 331,6848234410 рублей.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Из речных рыболовных участков на территории МР "Усть-Цилемский" исключена Тоня "Улово"; на территории МО ГО "Инта" - Ручью Интинская, Саръюгавис; на территории МР "Удорский" - Сельыбский-2, Сельыбский-4; бассейна реки Печора - "Большое Сэрататы", "Малое Сэрататы".
Из озерных рыболовных участков на территории МО ГО "Инта" исключен Березник Косьюский.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
В Законе Республики Коми от 25.12.2012 N 116-РЗ "О некоторых вопросах в сфере туризма на территории Республики Коми" уточнено, что к полномочиям Правительства Республики Коми по регулированию вопросов в сфере туризма и созданию благоприятных условий для развития туризма на территории Республики Коми относятся определение органа исполнительной власти Республики Коми, уполномоченного на организацию и осуществление регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников; утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) за деятельностью экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
Кроме того, Правительство Республики Коми наделяется правом осуществлять отнесение туристских маршрутов (части туристских маршрутов), проходящих по территории Республики Коми, к туристским маршрутам, требующим специального сопровождения, и размещать сведения о туристских маршрутах, требующих специального сопровождения, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
С 26 ноября 2024 года в Законе Республики Коми от 19.10.1999 N 48-РЗ "О защите населения и территорий Республики Коми от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" уточняется полномочие Правительства Республики Коми в части принятия решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Кроме того, полномочия Правительства Республики Коми в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций дополняются полномочиями по проведению мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
В Законе Республики Коми от 06.10.2006 N 82-РЗ "О некоторых вопросах в области пожарной безопасности на территории Республики Коми" уточняется, что к полномочиям Правительства Республики Коми в области пожарной безопасности будет относиться разработка и утверждение планов тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий), а также организация тушения таких пожаров силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории Республики Коми и функционирующими в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.