Новое в законодательстве Челябинской области

10 сентября 2024 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "КонсультантПлюсРегион", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Знаком отличия "Семейное счастье" награждаются супружеские пары, отметившие 50-, 60- или 70-летний юбилей супружеской жизни, являющиеся гражданами Российской Федерации и зарегистрированные по месту жительства или месту пребывания на территории Челябинской области.

Условием награждения супругов является отсутствие непогашенной судимости, лишения либо ограничения их в родительских правах, а также государственных наград или наград Челябинской области и иных поощрений.

Ходатайства о награждении возбуждаются органами местного самоуправления городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов области.

Знак отличия вручается один раз одновременно обоим супругам. Также супругам вручается диплом о награждении.

Награжденной супружеской паре выплачивается единовременное денежное вознаграждение: 50 тыс. рублей - если стаж семейной жизни составляет 50 лет; 100 тыс. рублей - если стаж составляет 60 лет; 150 тыс. рублей - если стаж составляет 70 лет. Порядок выплаты единовременного денежного вознаграждения утверждается Губернатором области.

Данный Закон вступает в силу с 1 октября 2024 года.

Из перечня населенных пунктов Каракульского сельского поселения Октябрьского муниципального района исключена деревня Варваринка.

Схемы границ Октябрьского муниципального района и Каракульского сельского поселения изложены в новой редакции.

Из перечня населенных пунктов Боровского сельского поселения Брединского муниципального района исключена деревня Башкирово.

Схемы границ Брединского муниципального района и Боровского сельского поселения изложены в новой редакции.

Наказы депутатам формируются на собраниях избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, во время приема избирателей либо направляются депутату посредством почтовой или электронной связи.

Они содержат предложения (поручения) избирателей по реализации мероприятий общественного значения или социального характера, поступившие депутатам в период избирательной кампании, и направляются депутату в виде письменных обращений с указанием предложений (поручений), желаемых результатов и сроков исполнения. Если наказы избирателей формируются на собраниях, то к письменному обращению прилагается протокол собрания избирателей.

Депутат формирует реестр наказов избирателей, подлежащих реализации в очередном финансовом году и плановом периоде, согласовывает его с главными распорядителями бюджетных средств и направляет в Челябинскую городскую Думу в бумажном и электронном виде.

Поступившие реестры наказов Председатель Челябинской городской Думы направляет в Управление муниципальной службы, противодействия коррупции и информационного обеспечения, правовое, Экспертно-аналитическое управление городской Думы для предварительного анализа, систематизации, подготовки сводного реестра. На основании сводного реестра профильный отдел Экспертно-аналитического управления формирует проект решения "Об утверждении сводного реестра наказов избирателей депутатам Челябинской городской Думы на очередной финансовый год и плановый период".

На исполнение наказов избирателей по каждому реестру в бюджете города ежегодно предусматриваются средства в объеме 3500 тыс. рублей.

Решение о сводном реестре наказов направляется в Администрацию города для включения наказов избирателей в муниципальные программы или их проекты, а также в проект бюджета города на очередной финансовый год.

Реализация мероприятий по наказам избирателей осуществляется главными распорядителями бюджетных средств города. Контроль за исполнением наказов осуществляют Челябинская городская Дума и главные распорядители бюджетных средств города.

Депутаты информируют жителей города об исполнении наказов во время встреч с избирателями.

Приведена форма реестра наказов избирателей.

Признано утратившим силу решение Челябинской городской Думы от 26.03.2019 N 50/17 "Об утверждении Положения об организации работы с наказами избирателей депутатам, осуществляющим полномочия на территории города Челябинска" с внесенными изменениями.

Депутат городской Думы вправе иметь троих помощников, осуществляющих свою деятельность на общественных началах.

Помощником может быть гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего возраста, владеющий государственным языком Российской Федерации, дееспособный, не имеющий судимости. Статус помощника подтверждается удостоверением.

Помощник вправе решать вопросы, связанные с обеспечением депутатской деятельности, присутствовать на заседаниях городской Думы, получать помощь от сотрудников аппарата городской Думы, получать адресованные депутату документы.

К его обязанностям относятся: организация приема депутатом избирателей, ведение записи на прием к депутату, прием письменных обращений граждан и др.

Помощник не вправе использовать свой статус в личных интересах и разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с осуществлением его деятельности.

Регистрация помощника осуществляется по письменному представлению депутата, согласованному с Председателем городской Думы. Сведения о нем вносятся в единый список помощников депутатов городской Думы (реестр).

Статус помощника прекращается с истечением срока полномочий депутата. Досрочно статус прекращается в случае досрочного прекращения полномочий депутата, признания помощника судом недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим, вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда, выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства и т.д.

Признано утратившим силу решение Челябинской городской Думы от 26.10.2010 N 18/14 "Об утверждении Положения о помощнике депутата Челябинской городской Думы" с внесенными изменениями.

Классные чины присваиваются муниципальным служащим в соответствии с замещаемой должностью и указывают на соответствие уровня их профессиональной подготовки квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

Присвоение классных чинов производится в соответствии с группами должностей.

Муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы, присваиваются классные чины - действительный муниципальный советник 1, 2 или 3 класса; главные должности - муниципальный советник 1, 2 или 3 класса; ведущие должности - советник муниципального образования 1 или 2 класса; старшие должности - советник муниципальной службы 1 или 2 класса; младшие должности - референт муниципальной службы.

Первый классный чин присваивается муниципальному служащему представителем нанимателя (работодателем) по истечении одного месяца со дня его поступления на муниципальную службу либо после завершения испытания. Очередной классный чин присваивается по истечении двух лет прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине. Решение о присвоении классного чина оформляется правовым актом представителя нанимателя (работодателя). Запись о его присвоении вносится в личное дело и трудовую книжку муниципального служащего.

Руководитель муниципального служащего обязан подготовить и представить в службу кадров отзыв о профессиональной деятельности муниципального служащего. Служба кадров готовит проект правового акта о присвоении классного чина муниципальному служащему и направляет его представителю нанимателя (работодателю) с приложением отзыва для принятия им решения о присвоении муниципальному служащему очередного классного чина. Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку муниципального служащего.

Муниципальному служащему устанавливается ежемесячная надбавка за классный чин. Присвоенный классный чин сохраняется за муниципальным служащим при освобождении его от замещаемой должности, увольнении, а также при поступлении на муниципальную службу вновь.

По решению представителя нанимателя для муниципального служащего проводится квалификационный экзамен. Основанием для его проведения является заявление муниципального служащего о несогласии с решением представителя нанимателя (работодателя) не присваивать очередной классный чин или о досрочном присвоении очередного классного чина.

Для проведения квалификационного экзамена создается квалификационная комиссия. В ее состав включаются представитель нанимателя (работодатель) либо уполномоченное им лицо, представители юридической, кадровой и иных служб, представитель профсоюзного органа. Работу квалификационной комиссии организует председатель комиссии либо его заместитель. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

Квалификационная комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) муниципальных служащих на основе экзаменационных процедур. Решение выносится комиссией в отсутствие муниципального служащего и его руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Комиссия принимает одно из решений: о сдаче муниципальным служащим квалификационного экзамена и рекомендации его для присвоения классного чина либо о несдаче. В последнем случае муниципальный служащий вправе выступить с инициативой его проведения повторно по истечении шести месяцев.

Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом и заносятся в экзаменационный лист, который помещается в личное дело муниципального служащего.

Приведены формы: отзыва о профессиональной деятельности муниципального служащего, протокола заседания квалификационной комиссии, экзаменационного листа.

Признано утратившим силу решение Челябинской городской Думы от 25.02.2010 N 10/20 "Об утверждении Положения о присвоении классных чинов муниципальным служащим города Челябинска" с внесенными изменениями.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Внесены изменения в Закон Челябинской области от 16.12.2004 N 345-ЗО "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера".

К полномочиям Правительства области в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций отнесено принятие решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера к чрезвычайным ситуациям.

К полномочиям исполнительного органа Челябинской области, специально уполномоченного на решение задач в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, отнесено проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, реализация мероприятия, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Внесены изменения в Закон Челябинской области от 20.12.2012 N 442-ЗО "О пожарной безопасности в Челябинской области".

К полномочиям Правительства Челябинской области отнесена организация тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий) силами и средствами Челябинской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Указанные нормы вступают в силу с 26 ноября 2024 года.

Определена правовая основа для установления обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В них должны быть определены: содержание (условия, ограничения, запреты, обязанности); лица, обязанные их соблюдать; формы оценки соблюдения обязательных требований; исполнительные органы, осуществляющие оценку.

Контроль за качеством проведения оценки применения обязательных требований осуществляется Министерством экономического развития области (уполномоченный орган).

Оценка применения, в том числе оценка фактического воздействия нормативных правовых актов (ОФВ), содержащих обязательные требования, проводится в целях комплексной оценки системы обязательных требований в соответствующей сфере общественных отношений. Уполномоченный орган ежегодно составляет план проведения оценки.

Оценка применения проводится исполнительным органом, осуществляющим полномочия в соответствующих сферах общественных отношений, в том числе разработку проекта нормативного правового акта области, содержащего обязательные требования. Оценка проводится в отношении нормативных правовых актов, включенных в план проведения оценки. Ее результаты уполномоченный орган отражает в докладе, который размещается на официальном сайте для публичных консультаций. По итогам публичных консультаций исполнительный орган составляет сводку всех поступивших предложений и размещает ее на официальном сайте в течение пяти рабочих дней с даты составления.

Доклад о достижении целей введения обязательных требований и сводка предложений по результатам проведения публичных консультаций направляются исполнительным органом в уполномоченный орган. Уполномоченный орган готовит заключение о достижении целей введения обязательных требований, в котором отражает комплексную оценку системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах; оценку достижения целей введения обязательных требований, выявленные избыточные обязательные требования.

Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов проводится исполнительным органом. Результаты ее проведения исполнительный орган отражает в отчете, который размещается на официальном сайте для проведения публичных консультаций. По итогам публичных консультаций исполнительный орган составляет сводку всех поступивших предложений и размещает ее на официальном сайте. Отчет и сводка предложений по результатам проведения публичных консультаций направляются исполнительным органом в уполномоченный орган. Уполномоченный орган готовит заключение об ОФВ в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления отчета об ОФВ и сводки предложений. В заключении об ОФВ отражаются выводы о наличии либо отсутствии в нормативном правовом акте положений, содержащих избыточные обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

С 1 января 2025 года изменяется Методика расчета субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Скорректированы формулы определения объема предоставляемых субвенций. При их расчете будут учитываться нормативы финансовых затрат, предусмотренных для удаленных рабочих мест отделов ЗАГС, образованных в структуре органов местного самоуправления.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Аттестация муниципальных служащих проводится один раз в три года для проверки профессиональных знаний, приобретенных опыта и навыков, последующей оценки результатов служебной деятельности и способности к выполнению должностных функций с целью определения соответствия замещаемой должности муниципальной службы.

Аттестации не подлежат муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы менее одного года; достигшие возраста 60 лет; беременные женщины; находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Аттестация проводится аттестационными комиссиями, сформированными в Челябинской городской Думе, Контрольно-счетной палате города, аппарате Администрации города, отраслевых (функциональных), территориальных органах Администрации. Аттестация руководителей отраслевых (функциональных), территориальных органов осуществляется аттестационной комиссией, сформированной в аппарате Администрации города.

В состав аттестационной комиссии включаются руководители органов местного самоуправления, представители юридической, кадровой и иных служб органа местного самоуправления, а также представители соответствующих профсоюзных органов. Назначается председатель комиссии, его заместитель, секретарь и члены. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от числа членов комиссии.

График прохождения аттестации утверждается ежегодно правовым актом руководителя органа местного самоуправления. За две недели до начала аттестации в комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей. Кадровая служба обязана за одну неделю до аттестации ознакомить каждого аттестуемого муниципального служащего с отзывом под подпись.

Аттестация начинается с доклада председательствующего или одного из членов комиссии, изучавшего представленные документы и материалы аттестуемого. Комиссия рассматривает представленные документы и материалы, заслушивает сообщения муниципального служащего, его руководителя. Решение принимается в отсутствие аттестуемого открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. По результатам аттестации комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности или нет.

Результаты сообщаются аттестованным после подведения итогов голосования и заносятся в аттестационный лист муниципального служащего, который хранится в его личном деле.

Материалы аттестации представляются руководителю, который принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или о понижении муниципального служащего в должности с его согласия в срок не более одного месяца с даты его аттестации.

Результаты аттестации служащий вправе обжаловать в судебном порядке.

В случае неявки муниципального служащего на заседание комиссии без уважительной причины или отказа от аттестации он привлекается к дисциплинарной ответственности.

Признано утратившим силу решение Челябинской городской Думы от 26.06.2007 N 23/23 "Об утверждении Положения о проведении аттестации муниципальных служащих города Челябинска" с внесенными изменениями.

Кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления, отраслевых (функциональных) органах Администрации города создается в целях обеспечения равного доступа граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации; своевременного замещения должностей муниципальной службы, содействия созданию высокопрофессионального кадрового состава муниципальной службы и продвижению по службе муниципальных служащих.

Информация о его создании размещается на официальных сайтах органов местного самоуправления, отраслевых (функциональных), территориальных органов Администрации города.

Кадровый резерв создается комиссией, образованной в органе местного самоуправления, отраслевом (функциональном), территориальном органе Администрации города. В него включаются: граждане, претендующие на замещение вакантной должности муниципальной службы по результатам конкурса на включение в кадровый резерв или на замещение вакантной должности муниципальной службы; муниципальные служащие, претендующие на замещение вакантной должности муниципальной службы в порядке продвижения по службе; муниципальные служащие, увольняемые с муниципальной службы в связи с ликвидацией органа, сокращением штата работников, в связи с призывом на военную службу и т.д.

Для включения муниципальных служащих (граждан) в кадровый резерв комиссией проводится конкурс. Право на участие в конкурсе имеют граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие иным требованиям к лицам, поступающим на муниципальную службу, установленным законодательством Российской Федерации.

Муниципальные служащие (граждане) включаются в кадровый резерв сроком на три года. Один и тот же муниципальный служащий (гражданин) может быть включен в кадровый резерв одновременно на замещение нескольких должностей муниципальной службы. Сведения о муниципальных служащих (гражданах) носят конфиденциальный характер.

Объявление о приеме документов для участия в конкурсе размещается на официальных сайтах органа местного самоуправления, отраслевого (функционального) орган, территориального органа Администрации города. Для участия в конкурсе муниципальный служащий подает заявление на имя представителя нанимателя (работодателя). Документы представляются в орган местного самоуправления, в отраслевой (функциональный), территориальный орган Администрации города в течение 21 календарного дня с момента размещения объявления об их приеме. Конкурс проводится не позднее чем через 30 календарных дней после даты завершения приема документов.

При проведении конкурса комиссия оценивает кандидатов на основании представленных документов и конкурсных процедур.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Решения принимаются открытым голосованием большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании, в отсутствие кандидатов. Решение комиссии является основанием для включения кандидата в кадровый резерв либо для отказа во включении.

Результаты голосования и решение комиссии оформляются протоколом. Результаты конкурса сообщаются кандидатам не позднее семи рабочих дней после его завершения и размещаются на официальных сайтах органов.

Кандидат вправе обжаловать решение комиссии.

Назначение муниципального служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность муниципальной службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя (работодателя). Включение его в кадровый резерв не влечет за собой обязательное назначение на должность муниципальной службы. При отказе кандидата от предложенной вакантной должности она предлагается другому кандидату.

Определены: перечень документов, необходимых для участия в конкурсе на включение в кадровый резерв; основания исключения из кадрового резерва, порядок создания и ведения сводного кадрового резерва.

Приведена формы согласия кандидата на обработку его персональных данных и кадрового резерва.

Признано утратившим силу решение Челябинской городской Думы от 29.08.2017 N 32/19 "Об утверждении Положения о кадровом резерве города Челябинска" с внесенными изменениями.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Внесены изменения в Закон Челябинской области от 24.11.2005 N 430-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан".

Установлено, что органы местного самоуправления городских округов, городских округов с внутригородским делением, муниципальных округов и муниципальных районов оказывают социальную поддержку граждан в части приема, регистрации заявлений и документов, необходимых для предоставления студенческого (семейного) капитала, и направления указанных заявлений и документов в исполнительный орган Челябинской области, уполномоченный в сфере социальных отношений.

Внесены изменения в Закон Челябинской области от 24.11.2005 N 430-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан".

Органы местного самоуправления городских округов, городских округов с внутригородским делением, муниципальных округов и муниципальных районов наделены государственными полномочиями по социальной поддержке многодетных семей со среднедушевым доходом, размер которого не превышает однократную величину установленного прожиточного минимума для трудоспособного населения, - в части назначения ежемесячной денежной выплаты на оплату проезда ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации по очной форме обучения, на автомобильном транспорте (за исключением такси) в городском и пригородном сообщении, на городском наземном электрическом транспорте, включая прием, регистрацию заявлений и документов, необходимых для предоставления ежемесячной денежной выплаты, ведение учета граждан в целях предоставления ежемесячной денежной выплаты, принятие решений о назначении (об отказе в назначении) ежемесячной денежной выплаты, формирование электронных реестров для зачисления денежных средств на счета физических лиц, открытые в кредитных организациях. Оказание меры социальной поддержки указанной категории лиц осуществляется до 31 июля 2026 года включительно.

С 1 января 2025 года из перечня органов местного самоуправления, бюджетам которых предоставляются субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по назначению ежегодной денежной выплаты на приобретение одежды для посещения учебных занятий, а также спортивной формы для ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации по очной форме обучения, исключаются органы местного самоуправления городского округа с внутригородским делением.

Внесены изменения в Закон Челябинской области от 31.03.2010 года N 548-ЗО "О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Челябинской области".

Уточнено, что порядок выдачи удостоверения многодетной семьи устанавливается Правительством области.

К дополнительным мерам социальной поддержки многодетной семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает однократную величину установленного прожиточного минимума для трудоспособного населения, отнесено предоставление ежемесячной денежной выплаты на оплату проезда ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации по очной форме обучения, на автомобильном транспорте (за исключением такси) в городском и пригородном сообщении, на городском наземном электрическом транспорте в размере 618 рублей на каждого ребенка. Данная выплата предоставляется многодетным семьям до 31 июля 2026 года включительно.

Размер указанной выплаты подлежит индексации с 1 января 2025 года до 31 июля 2026 года включительно в соответствии с коэффициентом, устанавливаемым законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Установлена мера социальной поддержки граждан Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства на территории Челябинской области, в виде предоставления студенческого (семейного) капитала.

Право на его получение имеют граждане Российской Федерации, являющиеся одним из родителей (единственным родителем), при рождении у матери по день достижения ею возраста 24 лет начиная с 1 января 2024 года первого ребенка, приобретшего гражданство Российской Федерации по рождению, если оба родителя (единственный родитель) на дату рождения ребенка и дату подачи заявления о выдаче уведомления о праве на студенческий (семейный) капитал являются студентами, обучающимися впервые по очной форме обучения по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования в образовательных организациях, расположенных на территории Челябинской области.

Право на реализацию студенческого (семейного) капитала возникает не ранее чем по истечении трех месяцев со дня рождения ребенка и до истечения десяти лет со дня получения уведомления о праве на него.

Для учета лиц, обратившихся за студенческим (семейным) капиталом, исполнительным органом, уполномоченным в сфере социальных отношений, ведется областной реестр данных лиц.

Студенческий капитал предоставляется однократно. Его размер составляет 1 млн. рублей.

С 1 января 2025 указанный размер студенческого (семейного) капитала и оставшейся после распоряжения им части суммы капитала подлежит индексации в соответствии с коэффициентом, установленным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В случае рождения второго ребенка до достижения матерью возраста 24 лет размер студенческого (семейного) капитала или оставшейся части капитала подлежит однократно индексации на 20 процентов.

Для получения студенческого (семейного) капитала граждане представляют в орган социальной защиты населения по месту жительства заявление о выдаче уведомления о праве на его получении. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче уведомления принимается исполнительным органом, уполномоченным в сфере социальных отношений.

Распоряжение средствами (частью средств) студенческого (семейного) капитала осуществляется путем подачи в орган социальной защиты населения по месту жительства заявления и необходимых документов.

Средства студенческого (семейного) капитала могут быть направлены на улучшение жилищных условий, компенсацию расходов на оплату найма жилого помещения, получение ежеквартальной денежной выплаты на период получения родителями среднего профессионального или высшего образования впервые по очной форме обучения, получение родителями первого образования или ребенком дошкольного образования, оплату медицинских (реабилитационных, санаторно-курортных) услуг.

Определены: основания для принятия решения об отказе в выдаче уведомления о праве на студенческий (семейный) капитал, порядок рассмотрения заявления о распоряжении средствами, основания для принятия решения об отказе в удовлетворении заявления; особенности направления средств (части средств) студенческого (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, на компенсацию расходов на оплату найма жилого помещения, получение родителями первого образования либо ребенком дошкольного образования или на оплату услуг по присмотру и уходу за ребенком в негосударственных образовательных организациях, на оплату медицинских (реабилитационных, санаторно-курортных) услуг; порядок перечисления ежеквартальной денежной выплаты на период получения родителями среднего профессионального или высшего образования впервые по очной форме обучения.

Увеличен до 3470 рублей размер ежемесячной денежной выплаты, предоставляемой в целях компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления, освещения и услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами сельским специалистам, в том числе перешедшим на пенсию.

Величина прожиточного минимума установлена в размере 16314 рублей в расчете на душу населения: для трудоспособного населения - 17782 рубля; для пенсионеров - 14030 рублей; для детей - 15825 рублей.

Назначение и выплата ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) производится гражданам в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) выборного должностного лица местного самоуправления города Челябинска, депутата городской Думы, члена Избирательной комиссии города, председателя, заместителя председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты города Челябинска.

Доплата устанавливается к пенсии по старости, инвалидности, к трудовой и страховой пенсии по старости, инвалидности.

Выплата пенсии возлагается на Комитет социальной политики города.

Граждане, имеющие право на доплату к пенсии, могут обращаться за ее назначением в любое время после возникновения права на нее путем подачи заявления в кадровую службу на имя Главы города Челябинска. Решение о назначении доплаты принимается Главой города и оформляется его распоряжением. Копия распоряжения направляется в Комитет социальной политики города для организации выплаты и доставки получателю.

Доплата к пенсии назначается с первого числа месяца, в котором гражданин обратился за ней. Излишне выплаченные суммы доплаты подлежат удержанию.

Определены: условия назначения гражданину доплаты к пенсии, порядок исчисления и перерасчета ее размера, перечень документов, прилагаемых к заявлению о назначении доплаты к пенсии; основания для приостановления, прекращения выплаты; порядок возобновления и продления выплаты.

Приведены формы: журнала регистрации документов для установления ежемесячной доплаты к пенсии, заявления о назначении выплаты, справки о размере ежемесячного денежного содержания гражданина, замещавшего муниципальную должность; справки о периодах работы, учитываемых при исчислении доплаты к пенсии; согласия на обработку персональных данных.

Признано утратившим силу решение Челябинской городской Думы от 27.09.2016 N 24/11 "Об утверждении Положения о порядке и условиях выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) отдельным категориям граждан" с внесенными изменениями.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Скорректированы основные характеристики областного бюджета на 2024 год.

Увеличен: прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета до 278227742,9082 тыс. рублей, в том числе безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - до 35968739,655 тыс. рублей; общий объем расходов областного бюджета - до 353635710,39499 тыс. рублей; общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств - до 6761849,32 тыс. рублей.

Сокращен объем расходов на обслуживание областного государственного долга до 2415316,441 тыс. рублей.

Кроме того, увеличены: общий объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации из областного бюджета - до 154922348,31136 тыс. рублей, в том числе местным бюджетам - до 144351384,11136 тыс. рублей, общий объем дотаций - до 27075693,081 тыс. рублей, общий объем субсидий - до 41125793,41536 тыс. рублей, общий объем субвенций - до 72078607,315 тыс. рублей, общий объем иных межбюджетных трансфертов - до 4071290,3 тыс. рублей; объем межбюджетных трансфертов бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области - до 2402906,2 тыс. рублей.

Также увеличен объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов до 12769727,181 тыс. рублей.

Сокращен объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) до 8342516,0 тыс. рублей.

Уточнены: распределение субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Изложены в новой редакции: доходы областного бюджета на 2024 год, распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Челябинской области и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам и подразделам классификации расходов бюджетов; ведомственная структура расходов областного бюджета; распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов; объемы бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, в том числе на развитие социальной инфраструктуры для детей; распределение субсидий местным бюджетам.

Внесены изменения в Закон Челябинской области от 27.09.2007 N 205-ЗО "О бюджетном процессе в Челябинской области".

Установлено, что Губернатор Челябинской области принимает решение о размещении информации о субсидиях, предоставляемых из областного бюджета, на специально созданном сайте с одновременным размещением на едином портале бюджетной системы Российской Федерации указателей страниц такого сайта в случае, если в областном бюджете расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета области.

К бюджетным полномочиям Правительства Челябинской области отнесено: установление порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета областным бюджетным и областным автономным учреждениям субсидий на иные цели, в том числе на возмещение затрат, а также недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию; определение порядка принятия решений, предусматривающих случаи, при которых соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидий заключаются на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, и принимает такие решения; принятие решений о казначейском сопровождении средств, получаемых на основании государственных контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), источником финансового обеспечения исполнения которых являются средства, предоставляемые из областного бюджета; установление порядка осуществления областными бюджетными учреждениями компенсации расходов получателям средств областного бюджета, областным бюджетным учреждениям, являющимся заказчиками, заключившими контракты со встречными инвестиционными обязательствами, на основании соглашений о компенсации расходов, заключаемых с указанными получателями средств областного бюджета, областными бюджетными учреждениями.

С 1 января 2025 года к полномочиям Правительства области будет отнесено установление порядка направления экономии, образовавшейся по результатам заключения муниципальных контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из областного бюджета, на реализацию мероприятий (результатов) муниципальных программ, обеспечивающих реализацию региональных проектов, направленных на достижение целей, показателей и реализацию мероприятий (результатов) федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов.

Скорректированы бюджетные полномочия Министерства финансов области и администратора доходов областного бюджета. В частности, Министерство устанавливает порядок проведения операций со средствами областных бюджетных учреждений, со средствами областных автономных учреждений, лицевые счета которых открыты в Министерстве финансов области. К полномочиям администратора доходов областного бюджета отнесено установление регламента реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в областной бюджет, пеням и штрафам по ним.

Перечень документов, представляемых для рассмотрения проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Законодательное Собрание области, дополнен проектами паспортов государственных программ области.

Установлено, что в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий по экстренному гуманитарному реагированию, доставке грузов гуманитарной помощи, эвакуации населения, ликвидации чрезвычайных ситуаций изменения в сводную бюджетную роспись областного бюджета вносятся без внесения изменений в закон области об областном бюджете.

Внесены изменения в Закон Челябинской области от 27.12.2022 N 730-ЗО "О внесении изменений в Закон Челябинской области "О бюджетном процессе в Челябинской области".

Изменен порядок вступления в силу нормы закона, определяющей порядок осуществления бюджетных полномочий администраторов доходов областного бюджета. Данная норма вступает в силу с 1 января 2027 года.

С 1 января 2025 года уточнены условия установления налоговой ставки в размере 10 процентов для организаций - участников региональных инвестиционных проектов.

Применение налоговых ставок в размере 5 процентов - для организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и 1 процента - для организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объектом налогообложения являются доходы, продлено до 2029 года.

Перечень и коды целевых статей расходов областного бюджета дополнены позицией "Выплата стипендии Губернатора Челябинской области спортсменам - кандидатам спортивных сборных команд Челябинской области" комплекса процессных мероприятий государственной программы "Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области".

Внесены изменения в Методику и порядок планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

Установлено, что "базовые" объемы бюджетных ассигнований уточняются с учетом увеличения бюджетных ассигнований на проведение в 2025 - 2027 годах ежегодно с 1 сентября индексации стипендиального фонда для студентов областных государственных образовательных организаций высшего образования.

Изложены в новой редакции формы: сведений о сводных показателях государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) областными государственными учреждениями; сопоставительной таблицы целевых статей расходов областного бюджета, применяемых в 2024 году, к применяемым в 2025 году и плановом периоде 2026 и 2027 годов.

Уточнены основные характеристики бюджета города на 2024 год.

Увеличен общий объем доходов бюджета до 58850364,9 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов, - до 36341135,7 тыс. рублей.

Также увеличены: общий объем расходов бюджета до 60317311,8 тыс. рублей, объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств города Челябинска, - до 2947953,4 тыс. рублей.

Сокращен объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам внутригородских районов города Челябинска, до 1807038,0 тыс. рублей.

Изложены в новой редакции: доходы бюджета города Челябинска на 2024 год, источники внутреннего финансирования дефицита бюджета, ведомственная структура расходов бюджета, объем и распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджета; распределение бюджетных ассигнований по муниципальным программам, объем и распределение межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета города Челябинска бюджетам внутригородских районов города.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Уточнен порядок купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Установлено, что преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, имеет Челябинская область - в случае если продаваемый земельный участок включен в перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, не допускается, в иных случаях - муниципальное образование, на территории которого расположен продаваемый земельный участок.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Лица, замещающие муниципальную должность, и муниципальные служащие Администрации города и члены их семей обязаны предоставлять информацию о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для размещения на официальном сайте Администрации города, отраслевых (функциональных) органов и территориальных органов Администрации, а также для опубликования в средствах массовой информации.

Размещению подлежит следующая информация: перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих лицу, замещающему муниципальную должность, муниципальным служащим, их супругам и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из таких объектов; перечень транспортных средств с указанием вида и марки; декларированный годовой доход указанных лиц; сведения об источниках получения средств.

В размещаемых сведениях запрещается указывать персональные данные супруги (супруга), детей и иных членов семьи лица, замещающего муниципальную должность, и муниципальных служащих; данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон; данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих данным лицам; информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.

Размещение сведений на сайтах обеспечивается Управлением муниципальной службы и кадров Администрации города и кадровыми службами отраслевых (функциональных) органов и территориальных органов Администрации города. Муниципальные служащие указанных органов несут ответственность за разглашение сведений, отнесенных к государственной тайне или являющихся конфиденциальными.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Внесены изменения в ряд законов Челябинской области: от 25.01.2007 N 100-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по финансовому обеспечению получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях"; от 19.12.2013 N 617-ЗО "О предоставлении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях и внесении изменения в статью 7 Закона Челябинской области "Об образовании в Челябинской области"; от 19.12.2013 N 618-ЗО "О предоставлении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях" и др.

С 1 января 2025 года из перечня органов местного самоуправления, на которые распространяется действие указанных Законов, исключаются органы местного самоуправления городских округов с внутригородским делением.

Кроме того, внесены изменения в Закон Челябинской области от 29.08.2013 N 515-ЗО "Об образовании в Челябинской области". Уточнено, что меры социальной поддержки предоставляются обучающимся в государственных образовательных организациях высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области, по программам среднего профессионального образования. Их родителям (законным представителям) предоставляется денежная компенсация расходов на оплату обучения указанных обучающихся.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

С 1 января 2025 года государственные полномочия по организации тушения ландшафтных (природных) пожаров осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Челябинской области.

Уточнены правовые основы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями.

Увеличен до 26880 рублей размер ежеквартальной денежной выплаты отдельным категориям лиц, осуществляющим охрану общественного порядка, размер среднемесячного дохода которых не превышает трехкратную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленную законодательством Челябинской области.