Общество-исполнитель через суд обязало Минобороны исполнить условия договоров на переработку лома и отходов драгметаллов и выдать предписания воинским частям.
На основании предписаний воинские части должны были заключить договоры поставки с обществом и отгрузить ему лом и отходы драгметаллов, образующиеся в процессе деятельности этих частей. Общие объемы поставок были оговорены в договорах на переработку.
Министерство судебные решения не исполнило, а в дальнейшем отказалось от договоров на переработку, мотивируя отказ тем, что эти договоры являются договорами оказания услуг.
Общество обжаловало односторонний отказ, потребовало передать товар, а также взыскать с министерства судебную неустойку (астрент) — 100 тыс. руб. за первый месяц с последующим ежемесячным увеличением на ту же сумму.
Верховный суд поддержал нижестоящие суды в выводе о незаконности одностороннего отказа — по договорам на переработку лом и отходы драгметаллов переходят в собственность исполнителя, значит, имеют место договоры поставки, а не оказания услуг.
В части понуждения к исполнению договоров и взыскания астрента Верховный суд обществу отказал, тем самым не согласившись с нижестоящими судами.
По общему правилу, если у должника нет вещей, определенных родовыми признаками, обязательство передать их сохраняется. Должник может приобрести такие вещи у третьих лиц и исполнить свое обязательство перед кредитором.
Верховный суд в рассматриваемом деле очертил границы применения общего правила. Оно не действует, если:
В итоге Верховный суд признал невозможность исполнения обязательства в натуре.
Напомним, требование об исполнении в натуре не будет удовлетворено также в следующих случаях:
В таких случаях должник обязан возместить кредитору убытки, вызванные неисполнением обязательства.