Официальная точка зрения неизменна уже долгое время: применяющий УСН предприниматель не может для расчета базы по взносам уменьшать доходы на расходы. Этого подхода придерживаются и Минфин, и ФНС.
Получается, если вы не хотите спорить с проверяющими, взносы придется заплатить в большем размере. Однако можно попытаться отстоять иную позицию в суде.
Немало споров сводятся к решению вопроса: можно ли применять в отношении предпринимателя на УСН позицию Конституционного суда о предпринимателе, который платит НДФЛ?
Напомним, в 2016 году КС РФ выпустил постановление, в котором указал, что при расчете базы по взносам предприниматель на общем режиме может из своих доходов вычесть подтвержденные расходы. Тогда еще действовал Закон о страховых взносах.
Как же поступить УСНщику? Минфин считает, что это разные режимы и разное регулирование, следовательно, позицию КС РФ распространять на этот случай нельзя.
Однако у многих судов другое мнение: принципы определения объекта налогообложения аналогичны, значит, этот подход применить можно. По крайней мере, такие выводы они делают в отношении периодов до 2017 года. Только в недавних спорах подобную позицию можно встретить у АС Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Уральского, Центрального округов.
Как и Закон о страховых взносах, НК РФ содержит указание на то, что базу по взносам предприниматель на УСН рассчитывает в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, т.е. руководствуется порядком определения доходов по спецрежиму. Уточнение появилось только для тех ИП, которые платят НДФЛ: теперь прямо указано, что учитываются доходы от предпринимательской деятельности. Именно на это уточнение и делает упор Минфин.
По мнению министерства, тот факт, что законодатель внес уточнение в НК РФ, говорит о невозможности распространить позицию КС РФ на УСНщиков: она уже учтена в законе.
Верховный суд уже дважды за последние два года менял свою позицию. Сначала в определении по конкретному делу он сказал, что право учесть расходы у УСНщика есть. Эта позиция попала в обзор практики, который ФНС направила, отметив, что такой подход можно применять и после 2017 года. Однако уже через месяц служба поддержала Минфин, на позиции которого и осталась.
Позже ВС РФ не нашел нарушений законодательства в запрете Минфина и ФНС, сформулировав прямо: действительно, законодатель предусмотрел, что база по взносам считается в порядке ст. 346.15 НК РФ, а вот возможность учета расходов в норме не указана.
Весной ВС РФ отказался пересматривать вывод окружного суда, сделанный в пользу предпринимателя. При этом Верховный суд обратил внимание на то, что к УСНщику вполне можно применить позицию КС РФ. Таким образом, по сути, подход вновь поменялся. Интересно, что спор был все еще по периодам до 2017 года. Означает ли это, что в делах, которые будут рассматриваться за более поздние периоды, тенденция изменится и позицию КС РФ суды применять перестанут? В этом вопросе ясности пока нет.
Видимо, в том числе опасаясь такого развития событий, некоторые страхователи подают уточненные расчеты за периоды до 2017 года, в них пересчитывают базу с вычетом расходов и через суд возвращают переплату.
Есть и хорошие новости для УСНщиков. Недавно стало известно, что Минфин готовит поправки к НК РФ, которые разрешат эту запутанную ситуацию в пользу страхователей: предлагается законодательно закрепить право предпринимателя на УСН учитывать расходы при расчете базы по пенсионным взносам. Когда это предложение будет реализовано, пока не известно.