Для реализации
обновленных положений БК РФ о финаудите Минфин подготовил три стандарта. В них заложены основные принципы, задачи, порядок организации внутреннего аудита, а также права и обязанности должностных лиц при аудите. Применять стандарты надо будет с 1 января 2020 года.
Использовать стандарты должны главные администраторы (администраторы) бюджетных средств:
- ГРБС (РБС);
- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
- ПБС.
Стандарт о принципах и задачах финаудита
Внутренний финансовый аудит (далее — ВФА) проводится специальным структурным подразделением либо уполномоченным должностным лицом, у которого есть полномочия проводить ВФА. Также полномочия по осуществлению аудита могут быть переданы на сторону.
(Пункт 3 стандарта)
К мероприятиям аудита могут быть привлечены работники и эксперты, которые:
- не участвуют в организации и выполнении аудируемых внутренних бюджетных процедур в текущем периоде, а также не участвовали в такой деятельности в аудируемом периоде и в течение предшествующего ему года;
- не имеют родства или свойства с субъектами ВФА;
- не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе планирования и проведения мероприятий ВФА.
(Пункт 9 стандарта)
По результатам проверки руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств предоставляют:
- информацию о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе заключение о достоверности бюджетной отчетности;
- предложения о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
- заключение о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
(Пункт 3 стандарта)
В стандарте также раскрыты основные методы, принципы и задачи ВФА.
Стандарт о порядке организации внутреннего финаудита
Вся ответственность по организации ВФА лежит на руководителе каждого главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Руководитель должен принять одно из следующих решений:
- об образовании субъекта ВФА на основе принципа функциональной независимости (с ее обеспечением);
- о передаче полномочий по осуществлению ВФА.
(Пункт 4 стандарта)
В первом случае создается (определяется) структурное подразделение ВФА или уполномоченное должностное лицо наделяется соответствующими обязанностями. Во втором — полномочия по контролю передаются на сторону, например, вышестоящей организации.
(Пункт 8 стандарта)
Главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, создавшие субъект ВФА (наделившие полномочиями по осуществлению ВФА), должны издать акты, в которых надо утвердить:
- форму решения руководителя об организации ВФА;
- порядок составления, утверждения и ведения годового плана проведения мероприятий ВФА (внесения в него изменений);
- порядок представления руководителю предложений о проведении внеплановых мероприятий ВФА;
- порядок формирования и утверждения программы мероприятия ВФА, в том числе внесения в нее изменений, а также сбора информации для целей ее формирования;
- порядок формирования аудиторских групп, включая порядок назначения руководителя аудиторской группы, а также привлечения к проведению мероприятий ВФА должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств и экспертов;
- порядок приостановления или продления проведения мероприятия ВФА, а также составления рабочей документации мероприятия ВФА;
- порядок представления заключения, а также возражений и предложений субъектов внутреннего финконтроля, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, по результатам проведенного мероприятия ВФА;
- форму, порядок составления и ведения (актуализации) реестра бюджетных рисков;
- порядок составления, утверждения и представления годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА;
- порядок проведения мониторинга реализации выводов, предложений и рекомендаций субъекта ВФА, включая выполнение субъектами внутреннего финконтроля мероприятий по устранению выявленных нарушений или недостатков, минимизации (устранению) бюджетных рисков, организации внутреннего финконтроля, а также по совершенствованию организации, выполнения (обеспечения выполнения) внутренних бюджетных процедур;
- порядок обеспечения контроля качества проведения мероприятий ВФА;
- иные положения, необходимые для обеспечения осуществления ВФА с соблюдением федеральных стандартов ВФА, в том числе касающиеся передачи полномочий по осуществлению ВФА (их принятия от администраторов бюджетных средств).
(Пункт 11 стандарта)
Передать полномочия по ВФА можно в следующих случаях:
- если нет возможности создать собственный субъект ВФА на основе принципа функциональной независимости;
- нет необходимых и достаточных ресурсов для осуществления ВФА;
- нет работников, обладающих необходимыми профессиональными знаниями, навыками и компетенциями, позволяющими этим лицам осуществлять ВФА (выполнять стоящие перед субъектом ВФА цели и задачи) беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода;
- главный администратор бюджетных средств нашел нарушения при выполнении полномочий по осуществлению ВФА или выявил необеспечение контроля качества проведения мероприятий ВФА;
- администратор бюджетных средств выполняет однотипные внутренние бюджетные процедуры, операции, в отношении которых бюджетные риски минимизированы (устранены).
(Пункт 12 стандарта)
Стандарт о правах и обязанностях внутренних аудиторов
Должностные лица (работники) субъекта ВФА при проведении мероприятий могут, например:
- запрашивать документы, материалы и информацию, связанные с исполнением внутренних бюджетных процедур;
- получать доступ к информационным системам, содержащим информацию о выполнении субъектами внутреннего финансового контроля внутренних бюджетных процедур;
- посещать помещения и территории, которые занимают субъекты внутреннего финансового контроля;
- подготавливать предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов, устанавливающих требования к организации, выполнению (обеспечению выполнения) внутренних бюджетных процедур;
- консультировать по вопросам, связанным с проведением мероприятия ВФА и его результатами;
- подготавливать предложения и рекомендации по разработке и выполнению субъектами ВФК мероприятий по совершенствованию организации и выполнения внутренних бюджетных процедур, включая устранение выявленных нарушений и недостатков.
(Пункт 4 стандарта)
Помимо прочего руководитель субъекта ВФА может формировать аудиторские группы, самостоятельно проводить аудит, обсуждать с руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств планирование, проведение и результаты аудита, привлекать к проведению мероприятий экспертов. Требования к таким экспертам устанавливаются в этом же стандарте.
(Пункт 6 стандарта)
При проведении аудита субъекты внутреннего финконтроля обязаны не только выполнять законные требования руководителя и членов аудиторской группы, но и по окончании проверки разработать и выполнить мероприятия по совершенствованию внутренних бюджетных процедур, а также устранить выявленные нарушения и недостатки. Если же аудит проводится методом наблюдения, то субъект контроля обязан осуществлять все внутренние бюджетные процедуры в присутствии должностных лиц, осуществляющих проверку.
(Пункт 11 стандарта)