Если хранитель без объяснения причин не возвращает вещь, предполагается, что он ее утратил. Неважно, как долго он хранил вещь надлежащим образом, — вознаграждение ему не положено. Впрочем, это правило является диспозитивным.
Суть спора и позиции нижестоящих судов
Поклажедатель потребовал вернуть имущество, хранитель требование проигнорировал, а в ответ предъявил иск о взыскании задолженности за свои услуги.
Суды трех инстанций установили, что имущество было утрачено, но частично иск все же удовлетворили. Они взыскали плату, соразмерную доказанному сроку фактического хранения имущества.
Поклажедатель обратился в Верховный суд. Он настаивал на том, что не обязан оплачивать хранение имущества, если оно в итоге было утрачено.
Позиция Верховного суда
Верховный суд поддержал поклажедателя и сделал два вывода:
- при немотивированном отказе вернуть вещь презюмируется, что у хранителя ее нет и договор досрочно прекращен по обстоятельствам, за которые отвечает хранитель;
- при прекращении договора по таким обстоятельствам не имеет значения, как долго хранитель надлежаще исполнял свои обязательства. Он в любом случае не может рассчитывать на вознаграждение и должен вернуть уже полученное в качестве такового.
Косвенно Верховный суд указал, что последнее правило является диспозитивным и может быть пересмотрено в договоре.