АС Уральского округа решил: если ПФР нарушил сроки составления акта и выставления требования, это не должно влиять на расчет срока взыскания штрафа. На этом основании суд решил в пользу страхователей два похожих спора, посчитав, что фонд пропустил срок обращения в суд.
Организации подали отчетность по форме СЗВ-М с опозданием, что не подвергалось сомнению. Однако ПФР слишком долго проверял поступившие документы. В одном случае с отчетной даты до истечения срока исполнения требования прошло почти 8 месяцев, в другом — 11. В обеих ситуациях суды сослались на то, что с 1 января 2017 года к исчислению сроков должны применяться положения налогового законодательства и подход ВАС РФ.
Тот факт, что в Законе о персонифицированном учете не указаны сроки проверки, не означает, что полномочия ПФР ничем не ограничены.
О правонарушении фонд должен был узнать не тогда, когда страхователь сдал отчетность, а на следующий день после отчетной даты. С этого момента исчисляются сроки различных процедур: составления акта, направления и доставки его страхователю, представления возражений и т.д. Шестимесячный срок обращения в суд действительно зависит от даты неисполнения требования. Вот только если фонд нарушил какие-то сроки на предшествующих этапах, это не должно влиять на общий срок.