Новый документ потребовался, поскольку изменилось таможенное регулирование. Прежде всего, появился ТК ЕАЭС, который не только формально заменил ТК ТС, но и включил в себя нормы, установленные разными международными соглашениями. Кроме того, сейчас применяется новый Закон о таможенном регулировании. В связи с этим Постановление Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18 устарело, не столько даже содержательно, сколько в части отсылок к неактуальным документам. Из новых разъяснений участникам ВЭД могут пригодиться, например, следующие выводы.
Чтобы обосновать классификацию ввезенного товара, таможенные органы и компании могут ссылаться на международную практику стран, использующих Гармонизированную систему описания и кодирования товаров. Для этого можно представить классификационные решения таможен других стран или международных организаций. В каждом случае суд будет их оценивать вместе с другими доказательствами.
ВС РФ не исключает возможности определения таможенной стоимости в ином (большем) размере, если на недостоверность ранее заявленных сведений (о стоимости, коде или происхождении товара) указывают доказательства, полученные в ходе контроля после выпуска товара. Таким образом планируется расширить пункт постановления Пленума ВС РФ 2016 года о том, что "постконтроль" не должен быть направлен на преодоление силы судебных решений, которыми ранее разрешен спор о правильности исчисления платежей.
Суды должны будут оценивать достаточность доказательств того, что лицо, на которое возлагается солидарная обязанность по уплате таможенных платежей, участвовало в незаконном перемещении товаров с умыслом, либо знало или должно было знать о таком перемещении. Также необходимо будет оценить доказательства, которые представило лицо в опровержение доводов таможни. Само по себе заключение физическим или юридическим лицом сделки с участником ВЭД, который допустил незаконное перемещение товаров, не влечет солидарную обязанность по уплате таможенных платежей.
Если после ввоза товара, лицо, которое не уплатило таможенные платежи, банкротится, то его товары могут быть задержаны, на них могут быть обращены меры взыскания.
По общему правилу срок рассмотрения таможней обращения декларанта об изменении (дополнении) сведений в декларации, касающихся размеров платежей, не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения и приложенных к нему документов. Суд должен оценить, были ли основания для проведения таможенного контроля в отношении сведений, заявленных в корректировке. Оценивается также то, достаточны ли доказательства переплаты, представленные декларантом, и доказательства таможни, подтверждающие законность отказа вносить изменения в декларацию или бездействия по внесению этих изменений, в том числе после истечения указанного срока рассмотрения обращения декларанта.