Мы собрали несколько свежих примеров практики по этому вопросу. Во всех случаях суды обращали внимание: ФСС не смог доказать, что страховой случай не наступал. Это согласуется с позицией ВАС РФ: если медорганизация нарушила правила оформления больничных, последствия должна нести она, а не работодатель.
АС Северо-Западного округа решил не в пользу ФСС два спора, которые возникли из-за неправильно указанного адреса медицинского учреждения.
В одном случае был указан юридический адрес больницы, хотя проводить экспертизу временной нетрудоспособности медучреждение было вправе лишь по другому адресу. Суд выяснил, что больничные выдавала старшая медсестра централизованно, поэтому и указывался юридический адрес.
В другом случае в адресе больницы был указан один из ее корпусов: дом 16-к вместо дома 16. Суд пришел к выводу о том, что сама по себе ошибка в отражении адреса, по которому была оказана медпомощь, не влечет необоснованную выплату пособия.
Иногда листки нетрудоспособности могут потеряться. Однако если у работодателя есть иные документальные доказательства того, что страховой случай наступил, ФСС должен зачесть выплаченные пособия. Так считает, например, АС Восточно-Сибирского округа.
В одном из споров наступление нетрудоспособности сотрудника работодатель подтвердил письмами медучреждений и копиями корешков больничных. В другом доказательствами стали копии листков нетрудоспособности и справки медучреждений. Причем суд отметил: тот факт, что страхователь не обеспечил сохранность документов, само по себе не может быть основанием для отказа в зачете пособий.
Еще в одном споре суд указал на то, что страхователь сам был не вправе получить дубликаты похищенных листков нетрудоспособности, значит, работодатель объективно не мог их подать. Зато он представил документы, подтверждающие кражу: постановление о возбуждении уголовного дела, опись украденных документов, запрос о результатах расследования и т.д.
Если временная нетрудоспособность длится больше 15 дней, больничный выдает и продлевает комиссия. Однако нарушение этого правила не всегда приведет к отказу в зачете.
АС Западно-Сибирского округа рассмотрел такое дело: сотруднице без комиссии выдали больничный на 14 дней, а ранее ей был выдан первичный на 22 дня. ФСС настаивал, что именно комиссия подтверждает нетрудоспособность. Однако суд не поддержал этот подход: фонд не опроверг ни факт выдачи больничных, ни выплату пособия. Также ФСС не смог доказать, что ситуация была создана искусственно, чтобы получить средства. ВС РФ отказался пересматривать выводы нижестоящих судов.
ФСС отказал в зачете пособий, потому что в больничном были исправления в строках "Дата выдачи", "Приступить к работе", а также в таблице "Освобождение от работы". Однако АС Западно-Сибирского округа посчитал отказ неправомерным, ведь исправления не зависели от работодателя. Они не являются ошибкой и не имеют существенного значения для зачета пособий.
Бывает, что сотрудник по разным причинам не приходит к врачу в тот день, до которого продлен больничный. ФСС пытается доказать: это нарушение режима, значит, пособие выплачено неправомерно. Однако суды не столь категоричны.
Так, АС Северо-Западного округа выяснил: действительно, работники пришли к врачу на день позже положенного срока, но их состояние ухудшилось. Именно поэтому больница не внесла в листки нетрудоспособности сведения о нарушении режима. В такой ситуации отказывать в зачете пособий нельзя.
Тот же АС Северо-Западного округа посчитал, что ФСС должен зачесть пособия, выплаченные сотрудницам, которые сидели на больничных с детьми, но к врачу за закрытием листков нетрудоспособности пришли, когда дети уже выздоровели. Суд отметил, что больничные продлевала комиссия. Фонд не смог доказать, что дети выздоровели ранее. Формальное непроставление записи о нарушении режима не может быть основанием для отказа в зачете.