Верховный суд не стал пересматривать выводы нижестоящих судов. Они не согласились с налогоплательщиком и указали: если доказано дробление бизнеса, срок возврата переплаты нельзя считать с даты вступления в силу решения по спору с инспекцией.
По обстоятельствам дела налогоплательщик, созданный в результате выделения из другой организации, применял УСН. Спустя несколько лет инспекция провела выездную проверку этой организации и пришла к выводу, что реорганизация и вся дальнейшая деятельность уже выделенной компании были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. Бизнес раздробили специально, чтобы перевести на УСН. Проверяющие доначислили налоги по общей системе с учетом деятельности спецрежимника. Налогоплательщик обратился за возвратом переплаты, полагая, что доходы облагаются дважды: у него — по УСН и у партнера — по общему режиму. Однако инспекция отказала, потому что с момента перечисления денег в бюджет прошло больше трех лет.
Компания пыталась сослаться на то, что до окончательного решения по спору о дроблении бизнеса и доначислениях она не могла знать о переплате. Однако суды этот довод не приняли. Оценив все доказательства, они решили: налогоплательщик знал о том, что необоснованно применял УСН и платил налог по спецрежиму.
Следует отметить, что совсем недавно АС Северо-Западного округа в похожей ситуации пришел к другому выводу: три года на возврат переплаты при "слете" со спецрежима нужно считать с даты акта по проверке.