Заказчик объявил конкурс на оказание услуг по техобслуживанию автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре. УФАС признало это нарушением, посчитав, что нужно было проводить аукцион.
Заказчик сослался на то, что на услуги по выбранному им коду ОКПД2 80.20.10 "Услуги систем обеспечения безопасности" не распространяется распоряжение, поэтому он вправе был провести конкурс.
Суд поддержал УФАС. Код ОКПД2 должен полностью соответствовать услуге по контракту или услуге, оказываемой в наибольшем объеме. Если нужно включить в закупку дополнительные услуги, их объем должен быть незначительным. Следует называть их "сопутствующими". Предметом закупки были в основном услуги, связанные с ремонтом оборудования пожарной сигнализации и системы оповещения. Заказчик должен был выбрать код ОКПД2 33.12 "Услуги по ремонту оборудования" и провести аукцион.
Документ: Постановление АС Московского округа от 07.11.2019 по делу N А40-45380/2019
Казначейство выявило, что при формировании НМЦК на закупку помещений заказчик использовал сведения о ценах на недвижимость, которая отличалась от закупаемых объектов площадью и местом расположения.
Заказчик утверждал, что это не повлияло на расчет, поскольку все помещения были в одном городе и в расчет брался один квадратный метр.
Суд поддержал выводы Казначейства. В закупке было установлено требование к конкретному району города, где должны быть помещения, и требование к их площади. Обосновывать НМЦК нужно было исходя из стоимости недвижимости в этом районе. Стоимость квадратного метра напрямую зависит от общей площади объекта, поэтому ее нужно учитывать. Суды также согласились с доводом Казначейства о том, что информация, найденная заказчиком в рекламных объявлениях, не соответствовала признакам оферты. Заказчик не проверял достоверность объявлений.
Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 29.10.2019 по делу N А33-29190/2018
Заказчик проводил аукцион на закупку 30 однокомнатных квартир. Один из участников посчитал, что это ограничивает конкуренцию, и пожаловался в УФАС. Управление признало жалобу необоснованной.
Суд отменил решение УФАС. Заказчик (уполномоченный орган) вправе формировать закупку по своему усмотрению. Однако это не должно противоречить общим принципам Закона N 44-ФЗ: на торгах необходимо обеспечивать конкуренцию, бюджетные средства нужно использовать эффективно. Укрупнение лота препятствует конкуренции, так как значительно увеличивает размеры обеспечения заявки и исполнения контракта. Суд отметил, что в закупке участвовал только один участник.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 28.10.2019 по делу N А52-90/2019
Заказчик потребовал поставить лекарственный препарат в конкретной дозировке и конкретном объеме наполнения первичной упаковки. УФАС посчитало это нарушением.
Суд отменил решение УФАС. Именно такая дозировка и такой объем ампул дает возможность соблюсти рекомендации лечащих врачей. Если пациенту необходим препарат в другой дозировке, у заказчика есть ряд других закупочных процедур. Кроме того, заказчик имеет право установить эти характеристики, если обоснует потребность в документации.
Документ: Постановление АС Московского округа от 08.11.2019 по делу N А40-298635/2018
Заказчик установил доптребование к опыту участников закупки. Подтвердить его нужно было копией исполненного контракта (договора), сведения о котором есть в реестре контрактов (договоров), и копией документа о приемке.
Участник предоставил контракт, статус которого в реестре был обозначен как "исполнение". Комиссия отклонила заявку, решив, что контракт не исполнен.
УФАС и суды поддержали участника. Исполнение контракта подтверждено актом приемки. В реестр информацию вносит заказчик. Статус "исполнение завершено" присваивается только после полной оплаты по контракту. Соответственно, по информации в реестре нельзя судить о том, исполнил ли поставщик обязательства.
Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 26.07.2019 по делу N А82-25984/2018
По итогам аукциона заказчик заключил контракт на озеленение территории. Согласно акту выполненных работ они проводились в середине декабря и были сданы в трехдневный срок.
Контрольный орган и суды пришли к выводу, что работы выполнялись до заключения госконтракта. Участники закупки и заказчик достигли антиконкурентного соглашения. Между собой участники вступили в картельный сговор, чтобы обеспечить победу одного из них. Эти выводы подтверждались следующим:
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 22.10.2019 по делу N А65-34868/2018
Предыдущий обзор практики читайте здесь