Должностным лицам получателей бюджетных средств при составлении плана и программы проведения аудиторских мероприятий нужно будет руководствоваться
стандартом "Планирование внутреннего финансового аудита".
Правила также будут распространяться на ГРБС (РБС), главных администраторов (администраторов) доходов бюджета и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета.
Новый стандарт должен заработать уже в 2020 году.
Планирование аудита
Необходимо составить и утвердить план, а также программу аудиторских мероприятий. При этом нужно учесть:
- бюджетные полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств и его бюджетные процедуры, которые влияют на показатели качества финансового менеджмента;
- результаты оценки бюджетных рисков;
- обеспеченность субъекта ВФА ресурсами: трудовыми, материальными и финансовыми;
- необходимость резервирования времени на проведение внеплановых аудиторских мероприятий;
- требования руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Также при планировании нужно предварительно проверить данные о результатах:
- мониторинга качества финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств, включая результаты мониторинга качества исполнения бюджетных полномочий, управления активами и осуществления закупок на государственные (муниципальные) нужды;
- контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля;
- мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации ВФК, в том числе по устранению выявленных нарушений или недостатков;
- реализации предложений и рекомендаций субъекта ВФА по результатам аудиторских мероприятий.
Составление плана аудита
Руководитель субъекта ВФА каждый год составляет новый план. Руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств утверждает его до начала года. В план включаются как минимум два мероприятия, по результатам которых можно будет подтвердить достоверность бюджетной отчетности и правильность ведения бюджетного учета.
При передаче полномочий по ВФА план составляется и утверждается с учетом стандарта "Основания и порядок организации внутреннего финансового аудита, а также случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита".
Информация о плане проведения аудита в очередном году доводится до руководителей структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Изменения в план предлагает руководитель субъекта ВФА и утверждает руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств.
По решению руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств могут проводиться внеплановые проверки. В таком решении обязательно указывают тему, объекты, цели и сроки аудита.
Подготовка к проведению аудита
Чтобы провести аудит, субъект ВФА создает аудиторскую группу и назначает ее руководителя. К работе в группе можно привлечь экспертов.
Разработка программы аудита
Программу составляет руководитель аудиторской группы. В ней должны быть:
- основание аудиторского мероприятия (пункт плана аудиторских мероприятий на очередной финансовый год или решение руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств о проведении внепланового аудиторского мероприятия);
- сроки проведения аудита, его тема и цели;
- перечень объектов аудиторского мероприятия, а также значимость (уровень) бюджетных рисков;
- перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудита;
- применяемые методы ВФА;
- Ф.И.О. членов аудиторской группы;
- Ф.И.О. и подпись руководителя аудиторской группы;
- Ф.И.О. и подпись руководителя субъекта ВФА;
- дата утверждения программы аудита руководителем субъекта ВФА.
Методы проведения аудита
К методам ВФА относятся:
- аналитические процедуры;
- инспектирование;
- пересчет;
- запрос;
- подтверждение;
- наблюдение;
- мониторинг процедур ВФК.
Выбор метода зависит от характера исследуемого вопроса аудита и целей его изучения. При этом по одному вопросу можно применить несколько методов. В стандарте указаны случаи применения каждого из них.
Оценка бюджетных рисков
Для сбора, анализа и оценки информации о бюджетных рисках ведется специальный реестр. В нем указывают наименование операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (объекта риска) и следующие сведения о риске:
- описание;
- владелец;
- оценка значимости (уровня);
- оценка вероятности;
- оценка степени влияния;
- описание последствий;
- описание причин;
- меры по предупреждению или минимизации (устранению). Эти меры указываются, если их возможно и целесообразно принять.
Риски в реестре ранжируются от наиболее значимого к наименее значимому. Деление зависит от оценки вероятности риска и степени его влияния.
Вероятность и степень влияния оценивается как высокая, средняя или низкая.
Таким образом, риск будет считаться значимым, если хотя бы один из таких критериев высокий либо если и вероятность, и степень влияния средние.
Оценка вероятности
Вероятность оценивают как степень возможности наступления событий, которые негативно повлияют на результат выполнения бюджетной процедуры. Степень определяют с учетом причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетных рисков, в том числе информации о результатах:
- оценки надежности внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств;
- мониторинга качества финансового менеджмента, включая мониторинг качества исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, также качества управления активами и осуществления закупок на государственные (муниципальные) нужды;
- контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля.
Оценка степени влияния
Для оценки степени влияния определяют уровень потенциального негативного воздействия события на результаты выполнения бюджетной процедуры по одному или нескольким из следующих показателей:
- отклонения от целевых показателей качества финансового менеджмента, характеризующих качество исполнения бюджетных полномочий, управления активами, осуществления закупок для государственных (муниципальных) нужд;
- искажение бюджетной отчетности;
- потенциальный ущерб публично-правовому образованию;
- отклонения от целевых значений государственных (муниципальных) программ;
- санкции, налагаемые в случае возникновения нарушений;
- потенциальное негативное воздействие на репутацию главного администратора (администратора) бюджетных средств.