С 2020 года нужно применять пять новых стандартов.
Еще два стандарта, которые планировалось применять со следующего года, - "Информация о связанных сторонах" и "Непроизведенные активы" - Минфин отложил до 2021 года.
Один из пяти новых стандартов — "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности" — лишь обобщает правила составления отчетности в отношении бюджетных и плановых назначений. Различий с инструкциями N 191н и N 33н в нем немного, да и они, вероятно, будут устранены при внесении последующих изменений в эти документы.
Остальные четыре стандарта учреждению необходимо отразить в учетной политике. Полноценно применять все новшества можно будет только после обновления инструкций по учету. До этого момента они применяются в части, не противоречащей этим инструкциям.
Напомним, что в учетной политике необходимо описать только те способы учета, которые нужны учреждению. Методы учета для операций, которые учреждение никогда не совершает, описывать не нужно.
В новых инструкциях обратите внимание на два вида положений. Одни учреждению потребуется прописать в учетной политике и применить на практике впервые. Другие уже могли быть в ней отражены, поскольку они предполагались прежними правилами или им не противоречили. С такими положениями нужно лишь свериться и по необходимости внести коррективы.
Стандарт распространяется на учет материальных запасов и незавершенного производства.
Закрепите в учетной политике:
Проверьте учетную политику на предмет следующего:
Подробнее о стандарте и о методических рекомендациях Минфина к нему читайте в наших новостных обзорах.
Документы: Приказ Минфина России от 07.12.2018 N 256н; Письмо Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075
Стандарт регламентирует правила учета по тем договорам подряда и возмездного оказания услуг, срок действия которых превышает один год.
Пропишите в учетной политике:
Подробнее о стандарте и о методических рекомендациях Минфина к нему читайте в наших новостных обзорах.
Документы: Приказ Минфина России от 29.06.2018 N 145н; Письмо Минфина России от 28.10.2019 N 02-06-07/84752
Стандарт применяется в отношении лишь пяти видов резервов: по гарантийному ремонту, по претензиям и искам, по реструктуризации, по убыточным договорным обязательствам и на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.
Закрепите в учетной политике:
Проверьте учетную политику на предмет следующего:
Подробнее о стандарте и о методических рекомендациях Минфина к нему читайте в наших новостных обзорах.
Документы: Приказ Минфина России от 30.05.2018 N 124н; Письмо Минфина России от 05.08.2019 N 02-07-07/58716
Стандартом руководствуются как уполномоченные органы, выступающие от имени концедента, так и учреждения, в случае если имущество передано в концессию без прекращения права оперативного управления этих учреждений.
Закрепите в учетной политике:
Проверьте учетную политику на предмет следующего:
Подробнее о стандарте и о методических рекомендациях Минфина к нему читайте в наших новостных обзорах.
Документы: Приказ Минфина России от 29.06.2018 N 146н; Письмо Минфина России от 29.10.2019 N 02-06-07/84753
КБК. Коды доходов, расходов и источников финансирования дефицита с нового года установлены Приказом N 85н. Документ нужно учесть при обновлении рабочего плана счетов и проводок, не предусмотренных инструкциями.
Изменений немного. Значительного числа учреждений коснутся лишь корректировки, сближающие порядок применения КБК доходов и КОСГУ:
Из документа исключены коды, которые применяются только федеральными органами и учреждениями. Сейчас они утверждены Приказом N 86н. Однако Минфин уже подготовил ему на замену другой документ.
По КОСГУ с нового года нужно применять следующие коды расчетов с нерезидентами: 549, 569, 649, 669, 739 и 839.
К нерезидентам относятся наднациональные организации, правительства иностранных государств, международные организации и другие организации-нерезиденты. Отличить их от резидентов можно с помощью правил ОКОПФ.
Физлица в КОСГУ не подразделяются на резидентов и нерезидентов. Расчеты с ними будут отражаться по единым кодам. Одним из них, например, является код КОСГУ 155 "Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)". Он применяется также по физлицам-нерезидентам, поскольку в описании к нему не указан статус физлиц.
Документооборот. С этого года в законе о бухучете прописаны новые полномочия главбуха. Теперь он может письменно требовать от любого сотрудника учреждения, чтобы тот соблюдал порядок оформления и передачи первичных документов в бухгалтерию. Ранее обязать коллег соблюдать такой порядок можно было только через вышестоящее руководство. Проверьте и по необходимости скорректируйте правила документооборота в учреждении, если вы этого еще не делали.
Инвентаризация. Минфин разъяснил, что бюджетные организации не обязаны применять Приказ N 49 с методическими указаниями по инвентаризации.
Если отдельные положения учетной политики составлены на основе этого приказа, вы можете изменить их при необходимости.
Правила составления учетной политики. Минфин в очередной раз отметил, что в учетную политику не включаются положения, не связанные с правилами ведения бухучета.
Например, порядок направления работников в командировку и возмещения им командировочных расходов относится к сфере трудового законодательства. Если ранее такой порядок прописали в составе документов учетной политики, его следует переутвердить отдельным документом.
При передаче полномочий по учету централизованной бухгалтерии она также утверждает основную часть учетной политики. Соответствующие изменения произошли в июле.
Централизованная бухгалтерия составляет единую учетную политику по всем обслуживаемым учреждениям. Она включает в такую учетную политику правила в отношении выполняемых ею учетных процедур. Учреждение вправе предложить включить в единый документ необходимую аналитику по счетам.
В учетной политике учреждения должны остаться регламенты лишь в отношении процедур, выполняемых им самим. Например, правила документооборота внутри учреждения и порядок инвентаризации.
Данные правила не распространяются на учетную политику для целей налогообложения.
Внутренний контроль в казенных учреждениях. Летом правила проведения внутреннего контроля у ПБС подчинили бюджетному законодательству.
В следующем году этот вид контроля больше не будет регламентироваться высшими исполнительными органами. Например, утратят силу правила для федеральных органов из Постановления Правительства N 193. Одновременно Минфину будут предоставлены полномочия выпускать методические рекомендации. Таким образом, до их появления ПБС самостоятельно определяют порядок внутреннего контроля. Ориентироваться на правила высших исполнительных органов не нужно, поскольку эти правила будут отменены. При необходимости можете скорректировать порядок в учетной политике по согласованию с ГРБС.