Все новости
Сегодня
Аренда государственной или муниципальной собственности: ФАС подготовила поправки о внесении задатка
Сегодня
Подборка интересных судебных споров за II квартал 2024 года для бухгалтера бюджетной организации
Сегодня
Прием иностранных работников в особых экономических зонах хотят упростить: проект Минэкономразвития
Сегодня
Разрешение на госзакупку иностранных промтоваров: утвержден новый порядок выдачи документа
Сегодня
Предложено упростить лицензирование медорганизаций
2 июля
Стартовал эксперимент по маркировке моторных масел и антифризов
2 июля
Зарядные станции для электромобилей: правительство простимулирует их строительство
2 июля
Минфин рассказал, как казенному учреждению заполнить таблицу N 15 в пояснительной записке
2 июля
ФАС предлагает выдавать предупреждения за ряд нарушений в сфере рекламы
2 июля
Многодетная семья: кабмин утвердил единый образец удостоверения
2 июля
Знак "Российская промышленная продукция": правила его использования вступили в силу
2 июля
Восстановление сроков и принятие апелляционных жалоб: поправки к ГПК РФ внесены в Госдуму
2 июля
Декларация по НДС за II квартал 2024 года: важные моменты для бухгалтера
2 июля
СФР разъяснил нюансы заполнения ЕФС-1 при удаленной работе
2 июля
При госзакупках отдельных аккумуляторов национальный режим надо применять иначе
2 июля
Минздрав изменил порядок оказания медпомощи по гериатрии
1 июля
Правительство продлило возможность продажи немаркированной одежды до 14 сентября
1 июля
Квота на экспорт лома и отходов черных металлов действует до конца года
1 июля
Обязательная маркировка медицинских перчаток стартует с 1 марта 2025 года
1 июля
Перевод автомобилей на газ: правительство увеличило долю субсидирования расходов
1 июля
Индикаторов риска при проведении федерального горного надзора станет больше
1 июля
Платить НДС в России продавцы товаров из ЕАЭС должны с 1 июля, напомнили налоговики
1 июля
Начался эксперимент по маркировке печатных схем
1 июля
Самые важные новости для юриста за июнь
1 июля
Важные новости для бухгалтера за июнь
1 июля
Самые важные новости для бюджетных организаций за июнь
1 июля
Важные новости для специалиста по кадрам за июнь
1 июля
Самые интересные новости для специалиста по закупкам за июнь
1 июля
Важные новости для специалиста организации здравоохранения за июнь
29 июня
Запрет на экспорт бензина: кабмин продлил исключение из правил
29 июня
С 1 июля полная стоимость потребительских кредитов снова ограничена
29 июня
Суд: налоговая не обязана выдавать акт проверки повторно, если организация уже его получала
29 июня
Перечень индикаторов риска для проверки медорганизаций расширен
28 июня
ВС РФ напомнил: взыскать потребительский штраф с управляющей компании вправе не только житель дома
28 июня
Госслужащий отказался переехать – суды не всегда приравнивают увольнение к сокращению
28 июня
Досрочное назначение пенсии медикам: ВС РФ разъяснил ряд вопросов о льготном стаже
28 июня
Долгосрочные госконтракты: предложено уточнить цены, при которых можно менять условия ряда сделок
28 июня
Общий срок обжалования постановлений об АП хотят исчислять иначе – поправка прошла первое чтение
28 июня
Прожиточный минимум: интересные споры за 2024 год о выплате пособий семьям с детьми
28 июня
Платежи в бюджет: Казначейство указало банкам на нюанс исполнения распоряжений
28 июня
При невыплате компенсации за задержку зарплаты нельзя приостановить работу, считает Роструд
28 июня
Переходные положения техрегламента ЕАЭС о безопасности мяса птицы перестанут действовать 30 июня
6 декабря 2019

Учетная политика с 2020 года: что нужно учесть

До конца года учреждению необходимо подготовиться к очередным изменениям в правилах учета. Какие новшества в федеральных стандартах, порядке применения КБК и других нормативных актах могут повлиять на учетную политику, расскажем в нашем обзоре.

Новые федеральные стандарты

С 2020 года нужно применять пять новых стандартов.

Еще два стандарта, которые планировалось применять со следующего года, - "Информация о связанных сторонах" и "Непроизведенные активы" - Минфин отложил до 2021 года.

Один из пяти новых стандартов — "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности" — лишь обобщает правила составления отчетности в отношении бюджетных и плановых назначений. Различий с инструкциями N 191н и N 33н в нем немного, да и они, вероятно, будут устранены при внесении последующих изменений в эти документы.

Остальные четыре стандарта учреждению необходимо отразить в учетной политике. Полноценно применять все новшества можно будет только после обновления инструкций по учету. До этого момента они применяются в части, не противоречащей этим инструкциям.

Напомним, что в учетной политике необходимо описать только те способы учета, которые нужны учреждению. Методы учета для операций, которые учреждение никогда не совершает, описывать не нужно.

В новых инструкциях обратите внимание на два вида положений. Одни учреждению потребуется прописать в учетной политике и применить на практике впервые. Другие уже могли быть в ней отражены, поскольку они предполагались прежними правилами или им не противоречили. С такими положениями нужно лишь свериться и по необходимости внести коррективы.

"Запасы"

Стандарт распространяется на учет материальных запасов и незавершенного производства.

Закрепите в учетной политике:

  • порядок определения стоимости матзапасов при их получении по необменной операции. Если справедливую стоимость оценить нельзя, теперь нужно использовать данные передающей стороны (п. 22);
  • способы учета незавершенного производства по услугам. Прежде они были предусмотрены только для продукции и работ (п. п. 7, 28);
  • правила отражения в составе продукции и товаров тех матзапасов, которые предназначены для реализации, распространения безвозмездно или за символическую плату. Их необходимо переоценивать на каждую отчетную дату и создавать резерв под снижение стоимости (п. п. 31–32);
  • методы аналитического учета биологической продукции, которая стала признаваться особой подгруппой матзапасов (п. 7).

Проверьте учетную политику на предмет следующего:

  • соответствует ли терминология новому стандарту. Запасами нужно называть совокупность матзапасов и незавершенного производства. Материалами — только те матзапасы, которые используются в течение не более чем 12 месяцев либо приобретены для обеспечения отдельных категорий граждан и организаций (п. п. 2, 7);
  • корректно ли выбраны единицы учета для каждого вида запасов и соответствующие им единицы измерения. Перечень единиц учета теперь ограничен тремя наименованиями: номенклатурная единица, партия и однородная группа. Другие единицы учета следует исключить. По партиям и однородным группам проверьте также, хватает ли данных аналитического учета для надлежащего контроля сохранности и движения запасов (п. 8);
  • установлена ли обязанность комиссии по поступлению и выбытию активов определять срок полезного использования матзапасов, которые находятся в эксплуатации более 12 месяцев. Закрепление таких обязанностей предполагалось и ранее (п. 10);
  • соответствует ли стандарту порядок определения первоначальной стоимости запасов. Например, пропорционально стоимости матзапасов должны распределяться любые расходы, связанные с их приобретением, а не только затраты на заготовку и доставку. При обмене на некоммерческих условиях, кроме оплаты деньгами или их эквивалентами, матзапасы учитываются по стоимости переданных взамен активов по данным бухучета (п. п. 14, 16, 18–19);
  • предусмотрены ли исключения из состава затрат, формирующих себестоимость изготовления продукции или других матзапасов. К таким исключениям, например, относятся сверхнормативные потери и затраты на хранение вне производственного процесса (п. 20);
  • приведены ли правила переоценки до справедливой стоимости тех запасов (кроме товаров и продукции), которые отчуждаются в пользу небюджетных организаций. Необходимость в такой переоценке была и ранее (п. 29);
  • не противоречит ли стандарту порядок реклассификации матзапасов. При переводе в другую группу или категорию объектов учета их стоимость не должна изменяться (п. 27);
  • указан ли порядок принятия решений о прекращении использования запасов и списания их с баланса при несоответствии критериям актива (подп. "в" п. 34).

Подробнее о стандарте и о методических рекомендациях Минфина к нему читайте в наших новостных обзорах.

Документы: Приказ Минфина России от 07.12.2018 N 256н; Письмо Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075

"Долгосрочные договоры"

Стандарт регламентирует правила учета по тем договорам подряда и возмездного оказания услуг, срок действия которых превышает один год.

Пропишите в учетной политике:

  • порядок признания в учете доходов будущих периодов и дебиторской задолженности. Они отражаются на всю сумму долгосрочного договора при его заключении (п. п. 11, 16);
  • способы переноса предстоящих доходов на финансовый результат текущего периода. Обычно их нужно переносить равномерно в течение срока договора. Однако, если вы выполняете работы или оказываете услуги неравномерно, можете предусмотреть другой порядок (п. п. 11, 16);
  • порядок аналитического учета отложенного НДС при отражении в бухучете доходов до наступления момента возникновения базы по налогу (п. 13);
  • случаи ведения учета по стандарту в отношении договоров, не относящихся к долгосрочным, у которых период действия приходится на разные календарные годы (п. 5);
  • правила учета доходов, расходов, дебиторской задолженности и НДС при выполнении работ по договору строительного подряда (п. п. 6–10, 16).

Подробнее о стандарте и о методических рекомендациях Минфина к нему читайте в наших новостных обзорах.

Документы: Приказ Минфина России от 29.06.2018 N 145н; Письмо Минфина России от 28.10.2019 N 02-06-07/84752

"Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах"

Стандарт применяется в отношении лишь пяти видов резервов: по гарантийному ремонту, по претензиям и искам, по реструктуризации, по убыточным договорным обязательствам и на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.

Закрепите в учетной политике:

  • порядок создания нового вида резерва — по убыточным договорным обязательствам (п. п. 6, 14, 24);
  • методику дисконтирования величины тех резервов, по которым предполагаемый срок исполнения обязательства превышает 12 месяцев после годовой отчетной даты (п. п. 17, 27);
  • способы формирования информации об условных активах и обязательствах для заполнения отчетности. В бухучете они не отражаются (п. п. 34–39, 42).

Проверьте учетную политику на предмет следующего:

  • соответствует ли стандарту порядок формирования и учета резервов по гарантийному ремонту (п. п. 6, 10, 21), по претензиям и искам (п. п. 6, 8, 11–12, 20, 22), по реструктуризации (п. п. 6, 13, 23) и на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации (п. п. 6, 15, 25–26, 31);
  • предусмотрено ли формирование резервов лишь в том случае, если момент предъявления требования и его размер не зависят от действий учреждения (п. 9);
  • исключаются ли из расчета суммы резерва сопутствующие исполнению обязательства налоги и ожидаемые поступления (п. п. 18–19);
  • прописано ли условие о ежегодном пересмотре стоимостной оценки резерва (п. п. 26–27);
  • не противоречит ли порядок списания излишней суммы резерва правилу стандарта об отражении этой операции проводкой, обратной начислению (п. 29).

Подробнее о стандарте и о методических рекомендациях Минфина к нему читайте в наших новостных обзорах.

Документы: Приказ Минфина России от 30.05.2018 N 124н; Письмо Минфина России от 05.08.2019 N 02-07-07/58716

"Концессионные соглашения"

Стандартом руководствуются как уполномоченные органы, выступающие от имени концедента, так и учреждения, в случае если имущество передано в концессию без прекращения права оперативного управления этих учреждений.

Закрепите в учетной политике:

  • методику учета концессии уполномоченным органом на забалансовых счетах до момента введения соответствующих счетов в инструкции. Забалансовые счета используются для учета суммы инвестиций, предусмотренной соглашением и фактической, а также для учета имущества концедента, если в отношении такого имущества не прекращено право оперативного управления или хозяйственного ведения (п. п. 5, 7);
  • правила отражения уполномоченным органом предстоящих доходов в сумме превышения стоимости создания или реконструкции объекта над суммой обязательств по возмещению расходов концессионера (п. п. 7, 9);
  • способы учета уполномоченным органом доходов будущих периодов от концессионной платы, если их сумму можно определить (п. 10);
  • порядок учета на балансовых счетах учреждения объекта концессии, переданного без прекращения права оперативного управления, а также учета на забалансовых счетах предусмотренной соглашением суммы инвестиций (п. п. 5–6).

Проверьте учетную политику на предмет следующего:

  • соответствуют ли применяемые правила учета новому стандарту;
  • правильно ли распределены функции учета при передаче имущества в концессию без прекращения права оперативного управления (п. 5).

Подробнее о стандарте и о методических рекомендациях Минфина к нему читайте в наших новостных обзорах.

Документы: Приказ Минфина России от 29.06.2018 N 146н; Письмо Минфина России от 29.10.2019 N 02-06-07/84753

Другие изменения в учете

КБК. Коды доходов, расходов и источников финансирования дефицита с нового года установлены Приказом N 85н. Документ нужно учесть при обновлении рабочего плана счетов и проводок, не предусмотренных инструкциями.

Изменений немного. Значительного числа учреждений коснутся лишь корректировки, сближающие порядок применения КБК доходов и КОСГУ:

  • по статье 130 будет отражаться плата за пользование служебным жильем или общежитием и его содержание;
  • по статье 150 будут учитываться субсидии на иные цели или осуществление капвложений.

Из документа исключены коды, которые применяются только федеральными органами и учреждениями. Сейчас они утверждены Приказом N 86н. Однако Минфин уже подготовил ему на замену другой документ.

По КОСГУ с нового года нужно применять следующие коды расчетов с нерезидентами: 549, 569, 649, 669, 739 и 839.

К нерезидентам относятся наднациональные организации, правительства иностранных государств, международные организации и другие организации-нерезиденты. Отличить их от резидентов можно с помощью правил ОКОПФ.

Физлица в КОСГУ не подразделяются на резидентов и нерезидентов. Расчеты с ними будут отражаться по единым кодам. Одним из них, например, является код КОСГУ 155 "Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)". Он применяется также по физлицам-нерезидентам, поскольку в описании к нему не указан статус физлиц.

Документооборот. С этого года в законе о бухучете прописаны новые полномочия главбуха. Теперь он может письменно требовать от любого сотрудника учреждения, чтобы тот соблюдал порядок оформления и передачи первичных документов в бухгалтерию. Ранее обязать коллег соблюдать такой порядок можно было только через вышестоящее руководство. Проверьте и по необходимости скорректируйте правила документооборота в учреждении, если вы этого еще не делали.

Инвентаризация. Минфин разъяснил, что бюджетные организации не обязаны применять Приказ N 49 с методическими указаниями по инвентаризации.

Если отдельные положения учетной политики составлены на основе этого приказа, вы можете изменить их при необходимости.

Правила составления учетной политики. Минфин в очередной раз отметил, что в учетную политику не включаются положения, не связанные с правилами ведения бухучета.

Например, порядок направления работников в командировку и возмещения им командировочных расходов относится к сфере трудового законодательства. Если ранее такой порядок прописали в составе документов учетной политики, его следует переутвердить отдельным документом.

При передаче полномочий по учету централизованной бухгалтерии она также утверждает основную часть учетной политики. Соответствующие изменения произошли в июле.

Централизованная бухгалтерия составляет единую учетную политику по всем обслуживаемым учреждениям. Она включает в такую учетную политику правила в отношении выполняемых ею учетных процедур. Учреждение вправе предложить включить в единый документ необходимую аналитику по счетам.

В учетной политике учреждения должны остаться регламенты лишь в отношении процедур, выполняемых им самим. Например, правила документооборота внутри учреждения и порядок инвентаризации.

Данные правила не распространяются на учетную политику для целей налогообложения.

Внутренний контроль в казенных учреждениях. Летом правила проведения внутреннего контроля у ПБС подчинили бюджетному законодательству.

В следующем году этот вид контроля больше не будет регламентироваться высшими исполнительными органами. Например, утратят силу правила для федеральных органов из Постановления Правительства N 193. Одновременно Минфину будут предоставлены полномочия выпускать методические рекомендации. Таким образом, до их появления ПБС самостоятельно определяют порядок внутреннего контроля. Ориентироваться на правила высших исполнительных органов не нужно, поскольку эти правила будут отменены. При необходимости можете скорректировать порядок в учетной политике по согласованию с ГРБС.

Связанные новости