В обзоре мы собрали несколько интересных споров, которые недавно были разрешены на уровне кассации.
Организация приняла на работу женщину, которая через три месяца ушла в отпуск по беременности и родам. Должность, по которой сотрудница работала, появилась в штатном расписании в момент приема на работу.
АС Уральского округа не нашел оснований для отказа в зачете пособий. Прием на работу за три месяца до страхового случая сам по себе не говорит о том, что действия страхователя незаконны. ФСС не доказал, что беременная была трудоустроена фиктивно. Сотрудница работала по специальности. Работодатель представил в суд результат ее работы. Таким образом, страхователь смог подтвердить реальность трудовых отношений.
Во время отпуска по уходу за ребенком женщина, работавшая у индивидуального предпринимателя, была переведена в организацию. Это было связано с тем, что ИП прекратил деятельность, а компания расширила производство и заняла производственные площади, которые он освободил. ФСС отказал организации в зачете пособия, поскольку переведенная сотрудница не работала в ней ни дня.
АС Восточно-Сибирского округа признал действия фонда незаконными. До отпуска сотрудница работала более шести лет по специальности, значит, на момент перевода имела квалификацию и опыт. Суд указал, что она может продолжить трудиться после выхода из отпуска.
На момент ухода в отпуск по беременности и родам сотрудница работала в двух местах: на основной работе и по совместительству. Как внешний совместитель она проработала около полугода. Кроме того, в течение двух предшествующих лет женщина трудилась еще в трех других организациях. Ей выдали два больничных. По основному месту работы было рассчитано пособие исходя из заработка, полученного в том числе у трех прежних работодателей, но без совместительства. Дополнительно выплатил пособие предприниматель, у которого она работала как совместитель. Это пособие ФСС посчитал незаконным. Однако АС Уральского округа не согласился с таким подходом. ВС РФ отказался пересматривать выводы суда.
Есть практика и не в пользу страхователей. Например, АС Западно-Сибирского округа пришел к выводу, что ФСС правомерно отказал в зачете пособия в следующем случае.
Женщину приняли на работу на должность менеджера по продажам. Соответствующего образования она не имела. Прежние места работы не были связаны с этой сферой. В документах, подтверждающих исполнение трудовых обязанностей, выявлены неточные и недостоверные сведения. Через четыре месяца после трудоустройства работница ушла в отпуск по беременности и родам. В организации работало всего три человека, включая ее. Зарплата им начислялась только в эти четыре месяца.
Суд выяснил также, что у организации не было договора аренды нежилого помещения, где бы мог располагаться офис. Работодатель ссылался на то, что это из-за неправильно оформленных документов, но АС Западно-Сибирского округа его довод отклонил. На решение суда не смогли повлиять и другие аргументы.
Так, по мнению организации, ФСС не может судить о целесообразности найма работников. Суд отметил, что фонд оценивает обоснованность выплат, которая зависит не только от гражданско-правовых отношений.
Компания утверждала, что пособие выплачивалось с учетом заработка за два года, когда перечислялись взносы. К тому же на момент судебного заседания сотрудница вышла из отпуска и приступила к работе. По мнению АС Западно-Сибирского округа, это не опровергает того, что ситуация создана искусственно для получения средств.