Все новости
Сегодня
Правовые новости КонсультантПлюс в Telegram
Сегодня
Важные новости для юриста за неделю с 18 по 22 ноября
Сегодня
ВС РФ напомнил: присужденные деньги индексируют до введения первой процедуры по делу о банкротстве
Сегодня
Важные новости для бухгалтера за неделю с 18 по 22 ноября
Сегодня
Поставка товара по заявкам госзаказчика: интересные примеры из практики за 2023 - 2024 годы
23 ноября
В требовании об уплате недоимки указали неверную сумму – суд признал решение о взыскании незаконным
23 ноября
Госконтроль за производством алкоголя: новый индикатор риска появится 3 декабря 2024 года
23 ноября
АУСН: правительство проиндексировало взносы на травматизм с 2025 года
23 ноября
Месячная бюджетная отчетность на 1 января: Казначейство указало сроки ее подачи
22 ноября
Паспорт транспортной безопасности: уточнены правила оформления по группе ТС для регулярных перевозок
22 ноября
Гостиницы пройдут оценку соответствия для нового реестра – проект принят в финальном чтении
22 ноября
Уведомление ЕНП в декабре: налоговая служба напомнила о некоторых кодах периодов
22 ноября
Целевое обучение: Минпросвещения рассказало о штрафах за нарушение договора
22 ноября
Выписки из ЕГРН будут стоить значительно дороже с 1 января 2025 года
22 ноября
Утверждены критерии для оценки склонности к опасным действиям при психических расстройствах
22 ноября
Отнесение оборудования к недвижимости для налога на имущество: ФНС разъяснила позицию ВС РФ
22 ноября
Практика коллегии по экономическим спорам ВС РФ: обзор за октябрь
22 ноября
Взносы ИП на УСН "доходы минус расходы" в 2025 году: ФНС пояснила, как заполнять книгу учета
22 ноября
Роструд: работодатель может отменить решение о сокращении
22 ноября
Практика ФАС по Закону N 223-ФЗ: на что контролеры обратили внимание в обзорах за сентябрь 2024 года
22 ноября
Добыча угля подземным способом: появились методрекомендации по безопасности в шахтах
21 ноября
Финансовое обеспечение предупредительных мер: с 1 января 2025 года действуют новые правила Минтруда
21 ноября
Предварительное согласование предоставления земли будет действовать меньше – поправка прошла Госдуму
21 ноября
Порядок формирования КБК: изменения на регистрации в Минюсте
21 ноября
Госконтроль за рыболовством и сохранением водных биоресурсов усилится – проект прошел Госдуму
21 ноября
Минздрав пояснил, как кодировать причины смерти при травмах и отравлениях
21 ноября
Проект об универсальном QR-коде для оплаты товаров, работ и услуг внесен в Госдуму
21 ноября
Суд: отсутствие сообщения площадки о поступлении госконтракта оправдало пропуск срока его подписания
21 ноября
Предупредительные меры по сокращению травматизма: СФР хочет утвердить 2 формы заявлений и регламент
21 ноября
Лицензия на импорт или экспорт ряда товаров: правительство утвердило порядок ее получения
21 ноября
Топ-3 "поворотных" дел кассации по налогам за III квартал 2024 года
21 ноября
Работодателям на заметку: полезные ответы онлайн-инспекции за октябрь 2024 года
20 ноября
Поправки к положению о федеральном пожарном надзоре заработают 24 ноября 2024 года
20 ноября
Минэкономразвития установило коэффициенты-дефляторы на 2025 год
20 ноября
Неосновательное обогащение: Минфин рассказал, как бюджетному учреждению учесть доходы
20 ноября
Договоры с самозанятыми: ФНС указала на критерии подмены трудовых отношений
20 ноября
Проект о продлении кредитных каникул для участников СВО и других мерах их поддержки прошел Госдуму
20 ноября
Медпомощь взрослым с наружными отитами будут оказывать по новым клиническим рекомендациям
20 ноября
Право на отпуск за свой счет могут получить больше категорий работников – проект внесен в Госдуму
20 ноября
Минпромторг намерен запустить эксперимент по маркировке автозапчастей
20 ноября
Получить ряд сведений об идентификаторе интернет-рекламы можно с 29 ноября 2024 года
20 ноября
НДС 0% для гостиниц: президент поручил продлить льготу
20 ноября
Готовим график отпусков на 2025 год: важные моменты для кадровика
20 ноября
Практика ФАС по Закону N 44-ФЗ: какие ошибки отметила служба в обзорах за сентябрь 2024 года
13 декабря 2019

Разработан проект федерального стандарта внутреннего финансового аудита

Минфин подготовил проект стандарта, который будут применять главные администраторы (администраторы) бюджетных средств при проведении ВФА. В стандарте планируют закрепить способы проведения аудита, правила его документирования, порядок привлечения экспертов.

Общественное обсуждение проекта завершится 23 декабря.

Как провести аудит

Аудиторское мероприятие будут проводить по программе, которую утвердит руководитель субъекта ВФА. Он же назначит аудиторскую группу и ее руководителя, а при необходимости обеспечит привлечение эксперта (п. п. 3, 4 проекта стандарта).

Как собрать и проанализировать аудиторские доказательства

Аудиторские доказательства — это документы, фактические данные и информация, полученные при аудите. К ним также могут быть отнесены данные прошлых проверок и оценки бюджетных рисков, мониторинга устранения нарушений по тем бюджетным процедурам, которые являются объектами текущего аудита (п. 12 проекта стандарта).

Все собранные в ходе аудита доказательства должны быть достаточными и уместными для того, чтобы на их основании можно было сделать обоснованные выводы и дать необходимые рекомендации в заключении по результатам аудита (п. 13 проекта стандарта).

При оценке уместности нужно учитывать следующее (п. 16 проекта стандарта):

  • документированные доказательства надежнее устных. Степень надежности может быть разной в зависимости от источника и цели документа;
  • письменные свидетельства надежнее устных разъяснений;
  • доказательства из нескольких источников более надежны, чем полученные из одного;
  • доказательства, принятые от незаинтересованных третьих лиц, надежнее полученных от субъектов бюджетных процедур;
  • доказательства, полученные от субъектов бюджетных процедур, более надежны при эффективном внутреннем контроле;
  • доказательства, собранные непосредственно аудитором (например, путем наблюдения, пересчета, инспектирования), надежнее полученных, например, по запросу;
  • оригиналы документов надежнее копий.

Если доказательства из разных источников различаются или руководитель аудиторской группы сомневается в надежности полученной информации, он должен обеспечить проведение дополнительных аудиторских процедур и при необходимости предложить внести изменения в программу аудита (п. 25 проекта стандарта).

Какой способ сбора доказательств выбрать

Можно проводить сплошной аудит, отбирать конкретные операции (действия), документы, информацию или использовать аудиторскую выборку (п. 18 проекта стандарта).

Выбор способа зависит от цели аудита, характера бюджетных процедур, характеристик изучаемых документов и информации.

Сплошной способ аудита целесообразно применять в случаях, когда изучаемая совокупность объектов состоит из небольшого количества операций (действий), документов, данных, информации, либо когда другими способами нельзя получить достаточные и уместные аудиторские доказательства. Этот способ также применяют, если он эффективнее других с точки зрения трудозатрат, например, когда используется программное обеспечение для изучения ВФА (п. 19 проекта стандарта).

Отбор конкретных операций (действий), документов, данных, информации используется, когда изучения отдельных элементов достаточно для достижения целей аудита. В таком случае выводы аудитора относятся только к этим элементам — они не могут быть распространены на всю совокупность операций (действий), документов, данных, информации (п. 20 проекта стандарта).

Аудиторская выборка позволяет, изучив часть операций (действий), документов, данных и информации по объектам аудита, сделать выводы относительно всей совокупности проверяемых элементов (п. 21 проекта стандарта).

Выборка может быть статистической и нестатистической. При статистической проверяемые элементы выбираются случайным образом, а результаты выборки оцениваются с использованием теории вероятности. Выборка, не соответствующая таким характеристикам, является нестатистической (п. 22 проекта стандарта).

Какие документы составлять при аудите и как их хранить

Рабочие документы аудиторского мероприятия должны включать (п. 28 проекта стандарта):

  • документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая программу аудита;
  • документы, содержащие аудиторские доказательства, полученные в ходе проверки, включая описание способов их получения, а также документы, подтверждающие, что члены аудиторской группы выполнили аудиторские процедуры;
  • проект заключения по итогам проверки и его окончательный вариант;
  • замечания и предложения, полученные от субъектов бюджетных процедур;
  • предложения субъекта ВФА, касающиеся составления плана мероприятий для устранения выявленных нарушений и недостатков, а также исполнения рекомендаций по итогам проверки, и план мероприятий (если он составлялся);
  • результаты мониторинга выполнения плана мероприятий (если мониторинг осуществлялся).

Документы должны подтверждать следующее (п. 29 проекта стандарта):

  • все объекты исследованы в соответствии с программой аудита;
  • собраны аудиторские доказательства (документы и фактические данные, информация), достаточные и уместные для того, чтобы обосновать выводы, рекомендации и сформировать заключение по результатам аудита;
  • проверка проведена в соответствии с федеральными стандартами ВФА и ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, который обеспечивает проведение ВФА.

Каждый рабочий документ должен содержать информацию, позволяющую однозначно идентифицировать (п. 30 проекта стандарта):

  • аудиторское мероприятие и пункт программы аудита, при выполнении которого составлен документ;
  • дату составления документа;
  • должность, фамилию и инициалы, подпись члена аудиторской группы, составившего документ;
  • должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя аудиторской группы, который проверил документ, и дату проверки.

Рабочие документы ведутся и хранятся в электронном или бумажном виде. Страницы бумажных экземпляров должны быть пронумерованы (п. п. 27, 30 проекта стандарта).

Все документы проверяет руководитель аудиторской группы. Если после этого в них внесены исправления, руководитель должен их проверить и заверить подписью с указанием даты (п. 31 проекта стандарта).

При хранении необходимо исключить возможность изменения документов, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов (их части). Это требование не касается документов, формируемых при мониторинге выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений, недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудита (п. 33 проекта стандарта). (п. 33 проекта стандарта).

Что учесть при привлечении эксперта

Эксперта привлекают, когда для исследования каких-то вопросов аудита необходимы специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт, которыми не обладают работники главного администратора (администратора) бюджетных средств (п. 4 проекта стандарта). Им может быть физлицо, которое на период проведения аудита (п. п. 5, 6 проекта стандарта):

  • не состоит и не состояло в текущем и отчетном финансовом году в трудовых отношениях с главным администратором (администратором) бюджетных средств, который его привлекает;
  • не является должностным лицом органа государственного (муниципального) финконтроля.

Эксперт должен соответствовать одному или нескольким из следующих критериев (п. 7 проекта стандарта):

  • наличие стажа работы в сфере, к которой относятся вопросы аудита;
  • наличие образования и профподготовки, необходимых для изучения вопросов при проведении аудита;
  • наличие сертификатов, лицензий или других документов, подтверждающих специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт в сфере, к которой относятся вопросы аудита;
  • членство в профессиональных объединениях, СРО в сфере, к которой относятся вопросы аудита, соблюдение стандартов и правил, установленных указанными объединениями, организациями.

Можно включить эксперта в аудиторскую группу, поручив ему выполнение отдельных заданий, подготовку аналитических записок, экспертных оценок, а можно заключить с ним договор на выполнение определенного объема конкретных работ (п. 8 проекта стандарта).

Обратите внимание: даже если к проверке привлекался эксперт, ответственность за выводы в заключении по итогам проверки несет руководитель аудиторской группы (п. 10 проекта стандарта).

Связанные новости