Все новости
Сегодня
Авиабизнес будет соблюдать спецпорядок расчетов с рядом иностранных кредиторов до конца 2030 года
Сегодня
Инвестиционный вычет по прибыли при вложениях в инновационные проекты – закон опубликован
Сегодня
Росстат обновил указания по заполнению формы 12-Ф
Сегодня
Минфин опубликовал таблицу соответствия КВР и кодов КОСГУ на 2025 год
Сегодня
ВС РФ поддержал победителя закупки по Закону N 223-ФЗ, который не подписал договор из-за санкций
Сегодня
Санитарная обработка на пищевых производствах: появились методрекомендации
1 октября
Воспалительные болезни женских органов: появились новые клинические рекомендации
1 октября
Компенсация при увольнении неиспользованных отгулов за работу в выходные: закон опубликован
1 октября
Заработал общедоступный сервис ЦБ РФ для проверки уровня риска контрагентов
1 октября
Донастройка налоговой реформы: проект внесли в Госдуму
1 октября
Внутренний финансовый аудит: Минфин разъяснил, как консультировать субъекты бюджетных процедур
1 октября
Подходы по оценке квалификации лабораторий и органов инспекции обновятся с 1 января 2025 года
1 октября
Налоговая политика на 2025 год и плановый период: Минфин озвучил основные направления
1 октября
Патентные и иные пошлины: изменения с 5 октября 2024 года
1 октября
Торги в исполнительном производстве: Минюст предлагает изменить правила
1 октября
Подборка интересных судебных споров за III квартал 2024 года для бухгалтера бюджетной организации
1 октября
Нельзя снова начать вести бумажную трудовую книжку после отказа от нее, напомнил Минтруд
1 октября
Расчет НМЦК, подготовка смет и изменение цены контрактов "под ключ": продление правил на 2025 год
1 октября
Изменен типовой договор на оказание медпомощи по базовой программе ОМС
1 октября
1 октября заработали новые ГОСТы по производству продукции, гражданской обороне, аудиту сферы услуг
30 сентября
Президент подписал указ об осеннем призыве на военную службу
30 сентября
С 1 января 2025 года МРОТ планируют увеличить более чем на 3 тыс. руб. – проект внесен в Госдуму
30 сентября
Измерения в отношении драгметаллов и камней включены в перечень тех, которые регулирует государство
30 сентября
Паническое расстройство: Минздрав одобрил новые клинические рекомендации
30 сентября
Самые важные новости для юриста за сентябрь
30 сентября
Застройщиков обяжут регистрировать в ЕГРН права на созданные объекты: поправки прошли первое чтение
30 сентября
Важные новости для бухгалтера за сентябрь
30 сентября
Самые важные новости для бюджетных организаций за сентябрь
30 сентября
Важные новости для специалиста по кадрам за сентябрь
30 сентября
Самые интересные новости для специалиста по закупкам за сентябрь
30 сентября
Важные новости для специалиста организации здравоохранения за сентябрь
30 сентября
Важные новости для специалиста по нормативно-техническим актам за сентябрь
28 сентября
Правительство ввело новые ставки платы за НВОС
28 сентября
Нецелевой расход средств ОМС: суд указал, когда возвращать деньги на лицевой счет, а когда в бюджет
28 сентября
Стандарт защиты ипотечных заемщиков: новшества для банков с 1 января 2025 года
27 сентября
Подход к лицензированию розничной продажи алкоголя изменится – поправки приняты в первом чтении
27 сентября
Доля в квартире: суд признал законным замечание госслужащему за некорректное заполнение справки
27 сентября
Минтранс разработал форму электронного посадочного талона
27 сентября
Закупка лекарств от орфанных заболеваний: КС РФ поручил создать резервный механизм
27 сентября
ФНС предложила скорректировать декларацию по НДС
27 сентября
Аккредитация испытательной лаборатории: даны разъяснения о достоверности результатов деятельности
27 сентября
Предварительный договор: интересная практика за 2022 - 2024 годы
27 сентября
Запрет на работу несовершеннолетних по выходным хотят смягчить – проект принят в первом чтении
27 сентября
Отчеты по управлению МКД станут прозрачнее: проект принят в первом чтении
27 сентября
Индикаторы риска в сфере строительного надзора: Минстрой расширил перечень с 5 октября 2024 года
27 сентября
Подача раздела 1.1 формы ЕФС-1 по договору с самозанятым: СФР уточнил разъяснения
27 сентября
Кассация: наличие неисполненных обязательств не меняет согласованный срок госконтракта
27 сентября
Медпомощь при гипотиреозе: обновлены клинические рекомендации
13 декабря 2019

Разработан проект федерального стандарта внутреннего финансового аудита

Минфин подготовил проект стандарта, который будут применять главные администраторы (администраторы) бюджетных средств при проведении ВФА. В стандарте планируют закрепить способы проведения аудита, правила его документирования, порядок привлечения экспертов.

Общественное обсуждение проекта завершится 23 декабря.

Как провести аудит

Аудиторское мероприятие будут проводить по программе, которую утвердит руководитель субъекта ВФА. Он же назначит аудиторскую группу и ее руководителя, а при необходимости обеспечит привлечение эксперта (п. п. 3, 4 проекта стандарта).

Как собрать и проанализировать аудиторские доказательства

Аудиторские доказательства — это документы, фактические данные и информация, полученные при аудите. К ним также могут быть отнесены данные прошлых проверок и оценки бюджетных рисков, мониторинга устранения нарушений по тем бюджетным процедурам, которые являются объектами текущего аудита (п. 12 проекта стандарта).

Все собранные в ходе аудита доказательства должны быть достаточными и уместными для того, чтобы на их основании можно было сделать обоснованные выводы и дать необходимые рекомендации в заключении по результатам аудита (п. 13 проекта стандарта).

При оценке уместности нужно учитывать следующее (п. 16 проекта стандарта):

  • документированные доказательства надежнее устных. Степень надежности может быть разной в зависимости от источника и цели документа;
  • письменные свидетельства надежнее устных разъяснений;
  • доказательства из нескольких источников более надежны, чем полученные из одного;
  • доказательства, принятые от незаинтересованных третьих лиц, надежнее полученных от субъектов бюджетных процедур;
  • доказательства, полученные от субъектов бюджетных процедур, более надежны при эффективном внутреннем контроле;
  • доказательства, собранные непосредственно аудитором (например, путем наблюдения, пересчета, инспектирования), надежнее полученных, например, по запросу;
  • оригиналы документов надежнее копий.

Если доказательства из разных источников различаются или руководитель аудиторской группы сомневается в надежности полученной информации, он должен обеспечить проведение дополнительных аудиторских процедур и при необходимости предложить внести изменения в программу аудита (п. 25 проекта стандарта).

Какой способ сбора доказательств выбрать

Можно проводить сплошной аудит, отбирать конкретные операции (действия), документы, информацию или использовать аудиторскую выборку (п. 18 проекта стандарта).

Выбор способа зависит от цели аудита, характера бюджетных процедур, характеристик изучаемых документов и информации.

Сплошной способ аудита целесообразно применять в случаях, когда изучаемая совокупность объектов состоит из небольшого количества операций (действий), документов, данных, информации, либо когда другими способами нельзя получить достаточные и уместные аудиторские доказательства. Этот способ также применяют, если он эффективнее других с точки зрения трудозатрат, например, когда используется программное обеспечение для изучения ВФА (п. 19 проекта стандарта).

Отбор конкретных операций (действий), документов, данных, информации используется, когда изучения отдельных элементов достаточно для достижения целей аудита. В таком случае выводы аудитора относятся только к этим элементам — они не могут быть распространены на всю совокупность операций (действий), документов, данных, информации (п. 20 проекта стандарта).

Аудиторская выборка позволяет, изучив часть операций (действий), документов, данных и информации по объектам аудита, сделать выводы относительно всей совокупности проверяемых элементов (п. 21 проекта стандарта).

Выборка может быть статистической и нестатистической. При статистической проверяемые элементы выбираются случайным образом, а результаты выборки оцениваются с использованием теории вероятности. Выборка, не соответствующая таким характеристикам, является нестатистической (п. 22 проекта стандарта).

Какие документы составлять при аудите и как их хранить

Рабочие документы аудиторского мероприятия должны включать (п. 28 проекта стандарта):

  • документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая программу аудита;
  • документы, содержащие аудиторские доказательства, полученные в ходе проверки, включая описание способов их получения, а также документы, подтверждающие, что члены аудиторской группы выполнили аудиторские процедуры;
  • проект заключения по итогам проверки и его окончательный вариант;
  • замечания и предложения, полученные от субъектов бюджетных процедур;
  • предложения субъекта ВФА, касающиеся составления плана мероприятий для устранения выявленных нарушений и недостатков, а также исполнения рекомендаций по итогам проверки, и план мероприятий (если он составлялся);
  • результаты мониторинга выполнения плана мероприятий (если мониторинг осуществлялся).

Документы должны подтверждать следующее (п. 29 проекта стандарта):

  • все объекты исследованы в соответствии с программой аудита;
  • собраны аудиторские доказательства (документы и фактические данные, информация), достаточные и уместные для того, чтобы обосновать выводы, рекомендации и сформировать заключение по результатам аудита;
  • проверка проведена в соответствии с федеральными стандартами ВФА и ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, который обеспечивает проведение ВФА.

Каждый рабочий документ должен содержать информацию, позволяющую однозначно идентифицировать (п. 30 проекта стандарта):

  • аудиторское мероприятие и пункт программы аудита, при выполнении которого составлен документ;
  • дату составления документа;
  • должность, фамилию и инициалы, подпись члена аудиторской группы, составившего документ;
  • должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя аудиторской группы, который проверил документ, и дату проверки.

Рабочие документы ведутся и хранятся в электронном или бумажном виде. Страницы бумажных экземпляров должны быть пронумерованы (п. п. 27, 30 проекта стандарта).

Все документы проверяет руководитель аудиторской группы. Если после этого в них внесены исправления, руководитель должен их проверить и заверить подписью с указанием даты (п. 31 проекта стандарта).

При хранении необходимо исключить возможность изменения документов, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов (их части). Это требование не касается документов, формируемых при мониторинге выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений, недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудита (п. 33 проекта стандарта). (п. 33 проекта стандарта).

Что учесть при привлечении эксперта

Эксперта привлекают, когда для исследования каких-то вопросов аудита необходимы специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт, которыми не обладают работники главного администратора (администратора) бюджетных средств (п. 4 проекта стандарта). Им может быть физлицо, которое на период проведения аудита (п. п. 5, 6 проекта стандарта):

  • не состоит и не состояло в текущем и отчетном финансовом году в трудовых отношениях с главным администратором (администратором) бюджетных средств, который его привлекает;
  • не является должностным лицом органа государственного (муниципального) финконтроля.

Эксперт должен соответствовать одному или нескольким из следующих критериев (п. 7 проекта стандарта):

  • наличие стажа работы в сфере, к которой относятся вопросы аудита;
  • наличие образования и профподготовки, необходимых для изучения вопросов при проведении аудита;
  • наличие сертификатов, лицензий или других документов, подтверждающих специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт в сфере, к которой относятся вопросы аудита;
  • членство в профессиональных объединениях, СРО в сфере, к которой относятся вопросы аудита, соблюдение стандартов и правил, установленных указанными объединениями, организациями.

Можно включить эксперта в аудиторскую группу, поручив ему выполнение отдельных заданий, подготовку аналитических записок, экспертных оценок, а можно заключить с ним договор на выполнение определенного объема конкретных работ (п. 8 проекта стандарта).

Обратите внимание: даже если к проверке привлекался эксперт, ответственность за выводы в заключении по итогам проверки несет руководитель аудиторской группы (п. 10 проекта стандарта).

Связанные новости