Все новости
Сегодня
Самые интересные новости для специалиста по закупкам за май
Сегодня
Важные новости для специалиста организации здравоохранения за май
1 июня
Отсрочка и рассрочка по налогам и страховым взносам: ФНС изменила лимиты для рассмотрения заявлений
1 июня
Состав аптечки первой помощи работникам изменится с 1 сентября
1 июня
Новая обязанность брокеров и управляющих ценными бумагами с 1 января 2025 года: закон опубликован
1 июня
Ежегодная семейная налоговая выплата на детей: проект в Госдуме
31 мая
Порядок обращения ветеринарных лекарственных средств в странах ЕАЭС изменится с 22 июня
31 мая
Совет ЕЭК изменил правила регистрации и экспертизы лекарств
31 мая
Нарушение авторских и смежных прав в интернете: ВС РФ подготовил обзор практики
31 мая
Налоговая реформа: правительство одобрило поправки
31 мая
Несчастный случай на производстве: как с 1 сентября 2024 года оформить акт Н-1С
31 мая
Общероссийские правила продажи алкоголя на летних верандах заработают с 1 июня 2024 года
31 мая
Споры об упущенной выгоде: интересные примеры из практики за 2022-2024 годы
31 мая
Приостановку служебного контракта хотят продлить на время больничных мобилизованных и контрактников
31 мая
Больничный хотят оплачивать мобилизованным и контрактникам после окончания службы: проект Минтруда
31 мая
Минфин напомнил банкам о нюансах освобождения от НДС операций по сопровождению
31 мая
Налоговый расчет доходов иностранных компаний: ФНС уточнила, какие работы и услуги можно не включать
31 мая
Безопасность труда в жару: Роспотребнадзор напомнил о рекомендациях
31 мая
Кассация защитила заказчика в споре о незаконных критериях оценки заявок по Закону N 223-ФЗ
30 мая
Правительство утвердило правила маркировки велосипедов и велосипедных рам
30 мая
Обзор ВС РФ N 1 (2024): на какие позиции обратить внимание
30 мая
Опубликован закон о запрете упрощенной идентификации при крупных переводах без открытия счета
30 мая
Налоговая реформа РФ: обзор последних новостей
30 мая
ФНС пояснила, как заполнить счет-фактуру при импорте в Россию из ЕАЭС
30 мая
Госзаказчики смогут отстранять участников за любые недостоверные данные: проект прошел первое чтение
30 мая
Эксперимент по удаленному мониторингу пациентов с помощью цифровых устройств хотят расширить
30 мая
Питание в школе: Минпросвещения разъяснило нюансы использования экономии субсидии
30 мая
Нарушение нормативов обеспечения коммунальными услугами: штраф для поставщиков ресурсов вырастет
30 мая
Справка о доходах за 2023 год: ФНС разъяснила, по какой форме выдавать документ сотруднику
30 мая
Топ-3 "поворотных" дел кассации по трудовым спорам за март – апрель 2024 года
29 мая
Федеральный строительный надзор: уточнен порядок взаимодействия сторон
29 мая
Закон о значительных изменениях в сфере банкротства действует с 29 мая 2024 года
29 мая
Капстроительство: Минстрой указал на нюансы признания рабочей документации частью проектной
29 мая
Продажа ипотечной недвижимости физлиц: проект о новых обязанностях залогодержателей прошел Госдуму
29 мая
Ремонт больницы: оплатить простой сотрудникам за счет ОМС апелляция не разрешила
29 мая
Питание работников: суд разрешил не облагать взносами компенсацию
29 мая
Выдача медицинских заключений на природные лечебные ресурсы: правительство утвердило правила
29 мая
ФНС скорректировала контрольные соотношения для РСВ
29 мая
Закон об уплате НДС при продаже товаров через электронные торговые площадки опубликован
29 мая
Изменение налоговой системы РФ: Минфин внес законопроект в правительство
29 мая
Поправки к ТК РФ о доплатах наставникам приняты в первом чтении
29 мая
ФНС: стандартные вычеты по НДФЛ нельзя применить к дивидендам
29 мая
Клининг и техническая эксплуатация: ФНС привела показатели возможного уклонения от уплаты налогов
29 мая
Суды поддержали участника, которого отстранили от закупки с доптребованиями за некомплект документов
13 декабря 2019

Разработан проект федерального стандарта внутреннего финансового аудита

Минфин подготовил проект стандарта, который будут применять главные администраторы (администраторы) бюджетных средств при проведении ВФА. В стандарте планируют закрепить способы проведения аудита, правила его документирования, порядок привлечения экспертов.

Общественное обсуждение проекта завершится 23 декабря.

Как провести аудит

Аудиторское мероприятие будут проводить по программе, которую утвердит руководитель субъекта ВФА. Он же назначит аудиторскую группу и ее руководителя, а при необходимости обеспечит привлечение эксперта (п. п. 3, 4 проекта стандарта).

Как собрать и проанализировать аудиторские доказательства

Аудиторские доказательства — это документы, фактические данные и информация, полученные при аудите. К ним также могут быть отнесены данные прошлых проверок и оценки бюджетных рисков, мониторинга устранения нарушений по тем бюджетным процедурам, которые являются объектами текущего аудита (п. 12 проекта стандарта).

Все собранные в ходе аудита доказательства должны быть достаточными и уместными для того, чтобы на их основании можно было сделать обоснованные выводы и дать необходимые рекомендации в заключении по результатам аудита (п. 13 проекта стандарта).

При оценке уместности нужно учитывать следующее (п. 16 проекта стандарта):

  • документированные доказательства надежнее устных. Степень надежности может быть разной в зависимости от источника и цели документа;
  • письменные свидетельства надежнее устных разъяснений;
  • доказательства из нескольких источников более надежны, чем полученные из одного;
  • доказательства, принятые от незаинтересованных третьих лиц, надежнее полученных от субъектов бюджетных процедур;
  • доказательства, полученные от субъектов бюджетных процедур, более надежны при эффективном внутреннем контроле;
  • доказательства, собранные непосредственно аудитором (например, путем наблюдения, пересчета, инспектирования), надежнее полученных, например, по запросу;
  • оригиналы документов надежнее копий.

Если доказательства из разных источников различаются или руководитель аудиторской группы сомневается в надежности полученной информации, он должен обеспечить проведение дополнительных аудиторских процедур и при необходимости предложить внести изменения в программу аудита (п. 25 проекта стандарта).

Какой способ сбора доказательств выбрать

Можно проводить сплошной аудит, отбирать конкретные операции (действия), документы, информацию или использовать аудиторскую выборку (п. 18 проекта стандарта).

Выбор способа зависит от цели аудита, характера бюджетных процедур, характеристик изучаемых документов и информации.

Сплошной способ аудита целесообразно применять в случаях, когда изучаемая совокупность объектов состоит из небольшого количества операций (действий), документов, данных, информации, либо когда другими способами нельзя получить достаточные и уместные аудиторские доказательства. Этот способ также применяют, если он эффективнее других с точки зрения трудозатрат, например, когда используется программное обеспечение для изучения ВФА (п. 19 проекта стандарта).

Отбор конкретных операций (действий), документов, данных, информации используется, когда изучения отдельных элементов достаточно для достижения целей аудита. В таком случае выводы аудитора относятся только к этим элементам — они не могут быть распространены на всю совокупность операций (действий), документов, данных, информации (п. 20 проекта стандарта).

Аудиторская выборка позволяет, изучив часть операций (действий), документов, данных и информации по объектам аудита, сделать выводы относительно всей совокупности проверяемых элементов (п. 21 проекта стандарта).

Выборка может быть статистической и нестатистической. При статистической проверяемые элементы выбираются случайным образом, а результаты выборки оцениваются с использованием теории вероятности. Выборка, не соответствующая таким характеристикам, является нестатистической (п. 22 проекта стандарта).

Какие документы составлять при аудите и как их хранить

Рабочие документы аудиторского мероприятия должны включать (п. 28 проекта стандарта):

  • документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая программу аудита;
  • документы, содержащие аудиторские доказательства, полученные в ходе проверки, включая описание способов их получения, а также документы, подтверждающие, что члены аудиторской группы выполнили аудиторские процедуры;
  • проект заключения по итогам проверки и его окончательный вариант;
  • замечания и предложения, полученные от субъектов бюджетных процедур;
  • предложения субъекта ВФА, касающиеся составления плана мероприятий для устранения выявленных нарушений и недостатков, а также исполнения рекомендаций по итогам проверки, и план мероприятий (если он составлялся);
  • результаты мониторинга выполнения плана мероприятий (если мониторинг осуществлялся).

Документы должны подтверждать следующее (п. 29 проекта стандарта):

  • все объекты исследованы в соответствии с программой аудита;
  • собраны аудиторские доказательства (документы и фактические данные, информация), достаточные и уместные для того, чтобы обосновать выводы, рекомендации и сформировать заключение по результатам аудита;
  • проверка проведена в соответствии с федеральными стандартами ВФА и ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, который обеспечивает проведение ВФА.

Каждый рабочий документ должен содержать информацию, позволяющую однозначно идентифицировать (п. 30 проекта стандарта):

  • аудиторское мероприятие и пункт программы аудита, при выполнении которого составлен документ;
  • дату составления документа;
  • должность, фамилию и инициалы, подпись члена аудиторской группы, составившего документ;
  • должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя аудиторской группы, который проверил документ, и дату проверки.

Рабочие документы ведутся и хранятся в электронном или бумажном виде. Страницы бумажных экземпляров должны быть пронумерованы (п. п. 27, 30 проекта стандарта).

Все документы проверяет руководитель аудиторской группы. Если после этого в них внесены исправления, руководитель должен их проверить и заверить подписью с указанием даты (п. 31 проекта стандарта).

При хранении необходимо исключить возможность изменения документов, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов (их части). Это требование не касается документов, формируемых при мониторинге выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений, недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудита (п. 33 проекта стандарта). (п. 33 проекта стандарта).

Что учесть при привлечении эксперта

Эксперта привлекают, когда для исследования каких-то вопросов аудита необходимы специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт, которыми не обладают работники главного администратора (администратора) бюджетных средств (п. 4 проекта стандарта). Им может быть физлицо, которое на период проведения аудита (п. п. 5, 6 проекта стандарта):

  • не состоит и не состояло в текущем и отчетном финансовом году в трудовых отношениях с главным администратором (администратором) бюджетных средств, который его привлекает;
  • не является должностным лицом органа государственного (муниципального) финконтроля.

Эксперт должен соответствовать одному или нескольким из следующих критериев (п. 7 проекта стандарта):

  • наличие стажа работы в сфере, к которой относятся вопросы аудита;
  • наличие образования и профподготовки, необходимых для изучения вопросов при проведении аудита;
  • наличие сертификатов, лицензий или других документов, подтверждающих специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт в сфере, к которой относятся вопросы аудита;
  • членство в профессиональных объединениях, СРО в сфере, к которой относятся вопросы аудита, соблюдение стандартов и правил, установленных указанными объединениями, организациями.

Можно включить эксперта в аудиторскую группу, поручив ему выполнение отдельных заданий, подготовку аналитических записок, экспертных оценок, а можно заключить с ним договор на выполнение определенного объема конкретных работ (п. 8 проекта стандарта).

Обратите внимание: даже если к проверке привлекался эксперт, ответственность за выводы в заключении по итогам проверки несет руководитель аудиторской группы (п. 10 проекта стандарта).

Связанные новости