"Матэкъуае" ("матэ" - корзина, "къуае" - сыр) - так адыги называют сыр, который давно стал частью их национальной кухни. На рубеже 60-х - 70-х годов прошлого века на базе традиционного рецепта была создана промышленная технология, а в 1975 году с утверждением технических условий началось массовое производство сыра под названием "Адыгейский". И хотя первыми были предприятия Адыгеи, выпуск продукта был налажен во многих регионах РСФСР и в других республиках СССР.
После распада Союза адыгейский сыр продолжали производить как в России, так и в ряде стран постсоветского пространства. Благодаря вкусу и диетическим свойствам продукт всегда пользовался популярностью у потребителей. Так, по некоторым данным в 2018 году объем продаж только в России достиг почти 7 тыс. тонн, а выручка от розничной реализации превысила 4,5 млрд руб.В 2004 году Роспатент зарегистрировал наименование места происхождения товара "СЫР АДЫГЕЙСКИЙ". С этого дня использовать такое наименование могли только производители из Адыгеи, получившие свидетельства.
Однако производители из других регионов (далее - производители) не стали сразу оспаривать регистрацию НМПТ и продолжили выпускать продукцию под этим наименованием. Ни один из правообладателей первое время не вступал в судебные тяжбы.
В 2012 году один из производителей попытался оспорить регистрацию НМПТ, опираясь на ст. 1516 ГК РФ. Вкратце его доводы были такими:
Роспатент отклонил все доводы:
Названия, вошедшие во всеобщее употребление, не признают НМПТ, поэтому второй довод был действительно весомый. Производитель привел много доказательств: продукт под таким наименованием выпускался разными производителями задолго до регистрации НМПТ, в нормативных документах и специалистами рассматривался в качестве сорта. Однако все это косвенные свидетельства, они не показывают, как к товару относятся потребители. Полагаем, что необходимо было провести социологический опрос. Так делают, когда подают заявку на регистрацию общеизвестного товарного знака.
Споры разгорелись с новой силой в 2016 году. Производители, объединившись, попытались оспорить регистрацию НМПТ. Они усилили возражения дополнительными аргументами:
Однако результат не изменился. Палата по патентным спорам оставила НМПТ под охраной. Доводы производителей снова были отклонены на основании заключений Минсельхоза Республики Адыгея и Минсельхоза России об уникальности продукции и условий ее производства.
В этот раз производители решили идти до конца и обратились в Суд по интеллектуальным правам (далее — СИП). Однако и первая инстанция, и Президиум суда полностью поддержали выводы Палаты. ВС РФ пересматривать дело отказался.
Суды фактически подтвердили: чтобы выиграть дело, производитель должен сначала успешно оспорить заключение, послужившее основанием для регистрации НМПТ. Первая инстанция отметила: проверять обоснованность заключения не могут ни Роспатент, ни Палата. Президиум СИП решил, что в рамках данного спора этого не должен делать и суд.
Производители предпринимали новые попытки обжаловать регистрацию НМПТ, используя в качестве основного другой довод. Они утверждали, что продукция правообладателей утратила особые свойства. Палата с этим не согласилась по той же причине: есть заключение компетентного органа об обратном.
Отметим, что производители снова не использовали всех возможностей. Некоторые из оспоренных свидетельств к этому моменту были уже продлены, а при продлении Минсельхоз России давал новые заключения с аналогичными выводами. Можно было обжаловать их, не опасаясь, что откажут просто по причине пропуска срока. Не было больше и попыток доказать, что наименование вошло в общее употребление.
Отбив все атаки, правообладатели подали к нескольким производителям иски, в которых потребовали выплатить компенсацию, изъять контрафакт из оборота и уничтожить его.
Казалось, что шансов у производителей нет, однако в одном из дел произошел неожиданный поворот. Суд первой инстанции, а вслед за ним и апелляция признали, что наименование вошло в общее употребление. Более того, первая инстанция посчитала, что истцы не производят продукцию, которая защищена НМПТ, и злоупотребили своим правом.
Однако ответчикам было рано праздновать победу: свое слово еще не сказали СИП и Верховный Суд. Вывод о всеобщем употреблении кассация сочла необоснованным. Более того, СИП указал, что суды не могли оценивать это обстоятельство. Кассация допустила, что и в такой ситуации может идти речь о злоупотреблении правом, но ее не убедили ни мотивировка, ни доказательства. Дело направили на новое рассмотрение. Решение скорее всего, будет в пользу правообладателей.
Правообладатели уверенно идут к победе, однако производители еще не исчерпали свой арсенал. Учитывая, что у одного из них довольно принципиальная позиция, можно предположить, что борьба продолжится.
В такой ситуации ретейлерам стоит занять выжидательную позицию. Довольно рискованно закупать "Адыгейские сыры", произведенные не в Адыгее, за это могут предъявить иск о взыскании компенсации. Правообладатели уже начали судиться с розничными продавцами. Закон позволяет привлечь к ответственности и их (в практике такие случаи уже были).