Содержание обзора
Одно из частых нарушений при описании объекта закупки заключается в том, что заказчик полностью копирует в техническое задание показатели ГОСТов. Среди них могут быть такие показатели, которые становятся известны только при испытании определенной партии товара.
Для подстраховки оговорите в инструкции по заполнению заявки, как поступить участнику, если он встретил в описании неизвестные ему показатели, предусмотренные ГОСТами.
Если в описании объекта закупки установлены требования к химическому составу и (или) компонентам товара и (или) показателям технологии производства, испытаний товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, к условиям хранения товара, то участник закупки указывает значения показателей в неизменном виде в сопровождении соответствующих слов, терминов и знаков. Если у участника закупки есть возможность предоставить конкретное значение показателя, установленного заказчиком (товар имеется в наличии, по запросу в адрес производителя), то представленные сведения должны соответствовать ГОСТ на данные товары (в случае если качество товара регламентируется ГОСТ и заказчиком установлено требование о соответствии товара такому ГОСТ).
Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.12.2019 по делу N А53-10256/2019
В инструкции заказчик указал, какие слова и словосочетания участники не должны использовать при описании конкретных значений показателей. Перечень этих слов и словосочетаний не был исчерпывающим (включал "и т.п.").
Суды поддержали УФАС, которое усмотрело в такой формулировке нарушение.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 10.12.2019 по делу N А56-66552/2018
При закупке услуг по дезинфекции заказчик установил в документации требование о наличии соответствующей лицензии. Местом осуществления лицензируемой деятельности должен был быть населенный пункт, в котором находится объект заказчика.
УФАС и суды трех инстанций признали законность такого требования.
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 06.12.2019 по делу N А73-11273/2019
Заказчик включил в одну закупку услуги по охране объектов, расположенных в 20 населенных пунктах. В другом случае в одной закупке были объединены услуги по уборке зданий в девяти городах.
В обоих случаях действия заказчика были признаны незаконными. Фактически, отметил окружной суд, к участникам были установлены дополнительные требования о наличии большего объема технических, кадровых и финансовых ресурсов. Это недопустимо, особенно учитывая тот факт, что одна из закупок проводилась среди СМП и СОНКО.
Документы: Постановления АС Западно-Сибирского округа от 10.12.2019 по делу N А75-9838/2019, от 04.12.2019 по делу N А75-7858/2019
Участник аукциона не указал в своей заявке, что предложенный им товар содержит ряд характеристик из документации о закупке. Несмотря на это, участник был признан победителем.
Заказчик включил в проект контракта все характеристики из техзадания, включая те, которые победитель в своей заявке не привел. Контракт был подписан.
Впоследствии победитель закупки не смог поставить товар, полностью соответствующий контракту. Ссылка на то, что изначально он не предлагал товар, отвечающий всем требуемым характеристикам,и заказчик должен был отклонить заявку, победителю не помогла.
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 03.12.2019 по делу N А75-20995/2018
В ходе приемки выяснилось, что один из товаров несовместим с оборудованием заказчика. Заказчик отказался от исполнения контракта, в том числе от замены товара подходящим.
Суды трех инстанций поддержали заказчика. Конкретную модель товара предложил в своей заявке поставщик, посчитав, что она соответствует требованиям заказчика. Поскольку это оказалось не так, заказчик правомерно отказался принимать товар.
Тот факт, что поставщик затем предложил другой товар, соответствующий потребностям заказчика, но не указанный в контракте, ситуацию не меняет. У заказчика не было оснований принимать такой товар.
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 13.12.2019 по делу N А49-3372/2019
В ходе приемки по контракту на поставку сервера выяснилось, что часть его компонентов (вычислительный блок, модули коммутации и управления) изготовлены в 2013–2016 годах. При этом в документации было установлено, что сервер должен быть не ранее 2017 года выпуска.
Суды трех инстанций поддержали заказчика, который отказался принимать товар. Они отклонили довод поставщика о том, что год выпуска составных частей товара не имеет отношения к новизне всего товара.
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 10.12.2019 по делу N А55-4720/2019
В контракте была установлена цена, включающая в себя НДС. После исполнения контракта поставщик, применяющий УСН, выставил документы на оплату на всю сумму по контракту, но не выделил НДС.
Заказчик усмотрел в этом два нарушения. Во-первых, поставщик ненадлежащим образом оформил счет-фактуру и накладную. Во-вторых, оплата без НДС приведет к неосновательному обогащению поставщика. В результате заказчик удержал из обеспечительного платежа неустойку за неправильно оформленные документы и сумму НДС.
Суды трех инстанций признали действия заказчика незаконными.
Похожий спор возник на Дальнем Востоке, где окружной суд также встал на сторону участника закупки.
Документы: Постановления АС Северо-Кавказского округа от 03.12.2019 по делу N А53-42877/2018, АС Дальневосточного округа от 09.12.2019 по делу N А59-288/2019
В результате проверки, проведенной третьим лицом, было обнаружено завышение объема работ. Заказчик обратился в суд, потребовав взыскать с подрядчика неосновательное обогащение на сумму более 21 млн руб.
Суды трех инстанций отказали заказчику. Контракт исполнен, акт КС-2 подписан без замечаний. Во время приемки работ заказчик не воспользовался правом на проведение экспертизы.
Документ: Постановление АС Московского округа от 26.11.2019 по делу N А40-22776/2019
Из-за допущенной исполнителем просрочки заказчик не смог оплатить работы в уходящем году и тем самым освоить выделенные бюджетные средства.
Исполнитель направил акт выполненных работ только 29 декабря. Заказчик акт подписывать не стал — на новый финансовый год средств на оплату контракта предусмотрено не было.
Суды не поддержали заказчика. Просрочка выполнения работ не освобождает от обязанности их оплатить даже в такой ситуации.
Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 29.11.2019 по делу N А33-4762/2019
Антимонопольный орган согласился с доводами коммерческой организации о том, что заказчик допустил нарушения при проведении закупки.
Заказчик обжаловал решение антимонопольного органа, указав при этом на следующее. Сведения о подателе жалобы включены в РНП, в закупке такие лица принять участие не могли. Соответственно, закупка никак не могла нарушить права и законные интересы данной организации.
Суды трех инстанций довод заказчика отвергли. Факт наличия сведений в РНП не является основанием, по которому антимонопольный орган может вернуть жалобу без рассмотрения.
Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 28.11.2019 по делу N А61-647/2019
По результатам проверки местной администрации региональная контрольно-счетная палата внесла представление. Помимо мер по устранению бюджетных нарушений в представлении предлагались меры по обеспечению соблюдения требований Закона N 44-ФЗ.
В этой части суды трех инстанций признали представление незаконным. Они отметили: контрольно-счетная палата уполномочена требовать устранения только нарушений бюджетного законодательства и иных актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 04.12.2019 N А24-4190/2018
Предыдущий обзор практики читайте здесь.