Казначейство утвердило методические рекомендации по проверке законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, связанных с использованием средств федерального бюджета. Хотя документ
адресован подразделениям УФК, он может быть интересен и бухгалтерам учреждений.
В рекомендациях изложены примерные вопросы. Основные вопросы, которые нужно изучить в ходе проверки, содержатся в приказе о назначении контрольного мероприятия и программе такого мероприятия.
Проверка планирования финансовых и хозяйственных операций
В ходе проверки контролеры могут изучить документы планирования отдельных операций: бюджетную смету, расчеты и обоснования к ней, планы ФХД, иные документы (в зависимости от правового положения объекта контроля).
Например, при проверке правильности составления, утверждения и ведения бюджетной сметы проверяющие обратят внимание на следующие вопросы:
- обоснована ли потребность в бюджетных средствах, имеются ли расчеты и обоснования;
- соответствует ли бюджетная смета утвержденной (рекомендованной) форме;
- соответствуют ли объемы и направления расходов, отражаемых в бюджетной смете, доведенным ЛБО;
- сформированы ли показатели бюджетной сметы в разрезе кодов классификации расходов с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов, а также в разрезе кодов статей (подстатей) групп (статей) КОСГУ;
- соответствуют ли показатели бюджетной сметы в части направлений, по которым проводятся закупки, объемам их финансового обеспечения, предусмотренным в планах закупок;
- достоверны ли данные бюджетной сметы и прилагаемых к ней обоснований (расчетов);
- соответствуют ли требованиям расчеты (обоснования) показателей;
- приложены ли к бюджетной смете обоснования (расчеты) плановых сметных показателей.
Проверка предоставления и использования бюджетных средств
Основными направлениями проверки являются, в частности:
- предоставление и использование субвенций;
- предоставление средств федеральным казенным, бюджетным и автономным учреждениям и использование их этими учреждениями;
- расходование средств на оплату труда, денежное содержание и иные стимулирующие выплаты;
- использование средств на командировочные расходы;
- ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности;
- закупка товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд по ч. 8 и 9 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.
Например, при проверке расходования средств на оплату труда, денежное содержание и иные стимулирующие выплаты контролеры изучат следующие вопросы:
- правильность формирования фонда оплаты труда;
- соответствие размера и оснований выплат требованиям законодательства, внутренних (локальных) актов объекта контроля;
- правомерность начисления выплат стимулирующего характера;
- правильность применения надбавочных коэффициентов, компенсаций и иных стимулирующих выплат;
- правильность исчисления денежного содержания федерального госслужащего.
При проверке использования средств на командировочные расходы проанализируют:
- правильность оформления командировок;
- правомерность возмещения командировочных расходов;
- правильность оформления документов для возмещения расходов;
- соответствие размеров возмещения расходов требованиям НПА и ведомственных актов объекта контроля;
- соответствие размеров возмещения расходов по найму жилья;
- соответствие размеров возмещения расходов на проезд к месту командировки и обратно;
- соответствие размеров компенсации за использование личного транспорта для проезда к месту командировки и обратно.
Проверка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности
При проверке будут изучены такие вопросы:
- правильность применения плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
- правильность отражения ФХД на счетах учета;
- своевременность, полнота и достоверность отражения в документах учета фактов хозяйственной деятельности;
- соблюдение порядка составления и представления отчетности об исполнении бюджета.
В ходе проверки учета и отчетности организаций госсектора контролеры могут проанализировать, соответствуют ли данные регистров бухгалтерского (бюджетного) учета данным, содержащимся в главной книге, журналах учета и отчетности, первичных учетных документах.
Проверяющие также обратят внимание, в частности, на следующее:
- на соблюдение требований законодательства РФ при совершении крупных сделок, сделок с заинтересованностью (операциях с аффилированными лицами);
- соблюдение требований к документам учетной политики;
- соответствие показателей отчетности показателям кассового исполнения федерального бюджета, а также показателям утвержденных и (или) доведенных бюджетных данных, отраженных на лицевых счетах;
- соответствие показателей отчетности показателям бюджетных и денежных обязательств, учтенных территориальным органом казначейства;
- соответствие показателей остатков денег, отраженных в отчетности, показателям, отраженным на счетах;
- соответствие оборотной (оборотно-сальдовой) ведомости, оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета информации, отраженной в главной книге и отчетности.
Кроме того, проверяющие могут проанализировать бухгалтерскую (бюджетную) отчетность на предмет ее полноты и своевременности представления.
В приложении N 2 приведен примерный перечень вопросов проверки бухгалтерской (бюджетной) отчетности.