Новшество коснется бизнеса, на который распространяется госконтроль (надзор) или муниципальный контроль.
Если нарушение влечет низкий, умеренный, средний или значительный риск причинения вреда охраняемым законом ценностям, наказывать юрлиц и ИП будут только по результатам контрольно-надзорного мероприятия.
Если риск высокий или чрезвычайно высокий, полагаем, что для привлечения нарушителя к ответственности проводить такое мероприятие будет необязательно. Вероятно, речь идет о нарушениях, на которые необходима быстрая реакция государства (например, о тех, которые привели к жертвам).
Действующий КоАП РФ подобного положения не содержит. Необходимость предусмотреть его связана с готовящейся реформой контроля и надзора. Госдума планирует в 2020 году рассмотреть законопроект, в котором есть понятие "контрольно-надзорное мероприятие", перечислены виды таких мероприятий (например, выездное обследование, мониторинговая закупка, выездная проверка), зафиксированы правила их проведения. Подробнее о реформе читайте в нашем обзоре.
Планируют изменить размер штрафов, которые при исключительных обстоятельствах назначают в сумме ниже минимального предела. По проекту это могут быть штрафы, которые для должностных лиц составляют от 10 тыс. руб., для ИП — от 20 тыс. руб.
Сейчас минимальный размер штрафа для должностного лица, который может быть снижен, составляет 50 тыс. руб. Это относится и к ИП, поскольку они по общему правилу отвечают так же, как должностные лица.
Для юрлиц минимальный размер штрафа, который можно снизить, не изменится и составит 100 тыс. руб.
По общему правилу временно запрещать вести деятельность смогут за грубые административные правонарушения. В их перечень войдут, в частности:
Запрет смогут назначить на срок до 30 суток.
Сейчас данное наказание называется административным приостановлением деятельности. Его срок — до 90 суток. Одно из самых распространенных нарушений, за которое грозит это наказание, — несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований.
Проект нового КоАП РФ предусматривает, что для большинства нарушений срок давности привлечения к ответственности составит один год.
Сейчас по множеству нарушений применяются два общих срока давности:
Срок давности по длящимся нарушениям согласно общему правилу будет исчисляться со следующего дня после их обнаружения. Моментом обнаружения будет момент составления протокола или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела. При административном расследовании это будет момент, когда примут решение о возбуждении дела и проведении такого расследования.
Сейчас срок давности при длящемся нарушении начинает исчисляться со дня, когда его обнаружили. Пленум ВС РФ в 2005 году разъяснил, что днем обнаружения считается день, когда лицо, уполномоченное составлять протокол, выявило нарушение.
Если выявят хотя бы два однородных нарушения, то наказывать будут за одно. Правило будет работать, если одновременно соблюдаются следующие условия:
Сейчас такого правила в КоАП РФ нет. Полагаем, оно исключит случаи, когда по итогам одной проверки выявляют несколько однородных нарушений и штрафуют за каждое из них. Отметим, что суды не всегда идут навстречу проверяющим и вместо нескольких наказаний назначают одно. Это подтверждает, например, одно из решений Первого арбитражного апелляционного суда.
Читайте в наших обзорах о том, каких изменений ждать за распространенные нарушения, в том числе в сферах: