Новшеств, с которыми придется столкнуться бухгалтеру, довольно много. Они касаются бухгалтеров не только коммерческих организаций, но и организаций госсектора. Рассмотрим наиболее значительные изменения.
Изменились сроки хранения договоров и соглашений:
Паспорта сделок теперь нужно хранить 15 лет, а не постоянно. Новшество не затронуло кредитные организации: для них остался прежний 15-летний срок хранения.
Срок хранения документов о дебиторской и кредиторской задолженности остался прежним — пять лет. Однако теперь появилось уточнение, что он применяется при условии погашения долга.
На год увеличили срок хранения счетов-фактур: с четырех лет до пяти.
Документы о получении зарплаты нужно хранить шесть лет, а не пять. Это касается только случаев, когда у работников есть лицевые счета.
Срок хранения реестров сведений о доходах физлиц резко сократили: вместо 75 лет их нужно будет хранить всего пять.
Для лицевых счетов работников срок хранения тоже скорректировали. Прежний срок 75 лет остался только для документов, по которым делопроизводство закончено до конца 2002 года. Если оно закончено после 1 января 2003 года, хранить лицевой счет нужно 50 лет.
Срок хранения первичных учетных документов остался прежним — пять лет. Однако теперь норма содержит уточнение: если есть споры или разногласия, документы нужно хранить до принятия решения по делу.
Закреплена обязанность пять лет хранить справки:
Кроме того, теперь есть прямая норма для расчетов по страховым взносам. И годовые, и квартальные документы нужно хранить 50 или 75 лет в зависимости от того, когда закончено делопроизводство.
Ранее существовало две статьи. Одна из них предусматривала, что годовые расчетные ведомости по страховым взносам в ФСС нужно хранить постоянно, а квартальные — пять лет. По другой для деклараций и расчетов авансовых платежей по пенсионным взносам был закреплен пятилетний срок, если есть лицевые счета. Однако было неясно, какие именно документы имелись в виду в обеих нормах.
Документы о переоценке основных фондов и амортизации нужно хранить не постоянно, а пять лет после выбытия основных средств или нематериальных активов. Этот же срок установлен для документов об их списании.
Те же пять лет после выбытия имущества нужно хранить акты приема-передачи недвижимости новому правообладателю, т.е. при передаче с баланса на баланс. По прежнему документу их следовало хранить постоянно.
Если организация или индивидуальный предприниматель применяет УСН, книги учета доходов и расходов должны храниться всего пять лет, а не постоянно.
Документы о передаче имущества в оперативное управление или хозяйственное ведение нужно хранить до ликвидации организации. Прежний перечень определял только сроки хранения переписки о передаче имущества. Ее нужно было хранить 10 лет, если экспертная комиссия не продлевала этот срок.
Проверяемая организация должна 10 лет хранить отчеты и заключения экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты, региональных и местных контрольно-счетных органов. Такой статьи в прежнем перечне нет, но в нем установлена обязанность постоянно хранить документы по комплексным (тематическим) проверкам организации.
План финансово-хозяйственной деятельности нужно хранить столько же, сколько бюджетную смету. Сами сроки изменились:
По прежнему перечню бюджетные сметы по месту утверждения и разработки нужно было хранить постоянно. Кроме того, не было отдельных положений для плана ФХД. На него распространялись общие требования к годовым планам организации — постоянное хранение.
Появились отдельные нормы для отчетов о выполнении планов ФХД: годовые нужно хранить постоянно, квартальные — пять лет, месячные — один год.
Отчеты о выполнении соглашений о предоставлении грантов и субсидий нужно хранить всего пять лет. По прежнему перечню отчеты о выполнении грантов следовало хранить постоянно.