Застройщик получил разрешение на ввод дома в эксплуатацию позже срока завершения строительства, предусмотренного договором. Когда начинается течение срока передачи квартир?
По линии судов общей юрисдикции позиция Верховного суда была выработана еще в 2017 году. Коллегия по гражданским делам указала: срок передачи квартир нельзя рассматривать в отрыве от срока строительства.
Если передача квартир зависит исключительно от того, когда будет получено разрешение на ввод в эксплуатацию, застройщик фактически не связан никакими сроками. Такая неопределенность недопустима. Она ущемляет права дольщиков.
В 2018 году коллегия по гражданским делам подтвердила свою позицию.
По линии арбитражных судов позиция Верховного суда отсутствовала. Часть нижестоящих судов ориентировалась на позицию коллегии по гражданским делам (АС Московского округа).
Встречалась и противоположная позиция. Срок передачи квартир нужно отсчитывать от фактического получения разрешения, даже если оно получено позже срока окончания строительства, указанного в договоре (АС Дальневосточного округа).
В определениях, опубликованных на прошлой неделе, коллегия по экономическим спорам выработала тот же подход, что и коллегия по гражданским делам.
Отмечается, что момент сдачи дома в эксплуатацию зависит от действий застройщика, поэтому срок сдачи квартиры должен быть ограничен неизбежными обстоятельствами. Таким обстоятельством выступает срок завершения строительства, предусмотренный договором.
В дополнение к неустойке за просрочку передачи объекта дольщик вправе взыскать потребительский штраф в размере 50% присужденной неустойки. Можно ли уступить право требования такого штрафа стороннему лицу?
Тенденция ограничивать деятельность профессиональных скупщиков требований, вытекающих из потребительских споров, проявилась еще в конце 2017 года, когда был принято постановление Пленума ВС РФ об ОСАГО.
Пленум указывал, что право на получение потребительского штрафа не может быть уступлено. Потребитель может уступить только присужденный штраф. Разумеется, в такой ситуации смысл уступки теряется.
На то, что данная позиция может быть применена к другим правоотношениям, в мае прошлого года указала коллегия по гражданским делам.
Теперь идентичную позицию на примере ДДУ заняла и коллегия по экономическим спорам. Это исключает какие-либо расхождения в практике в будущем.