Все новости
Сегодня
Дорогостоящее лечение за счет долгосрочных сбережений: появилась форма справки о медуслугах
Сегодня
КБК на 2024 год: поправки к перечням уже на регистрации в Минюсте
Сегодня
Появился новый свод правил по тепловой защите зданий
Сегодня
Важные новости для юриста за неделю с 15 по 19 июля
Сегодня
Важные новости для бухгалтера за неделю с 15 по 19 июля
Сегодня
Работодателям на заметку: полезные ответы онлайн-инспекции за июнь 2024 года
Сегодня
Структурированная заявка и описание объекта госзакупки: частые ошибки из практики за 2024 год
Сегодня
Обновлены клинические рекомендации по аллергическому риниту
20 июля
Персонифицированный учет, регистрация подразделений и другое: Минтруд подготовил поправки
20 июля
Удержание из зарплаты стоимости питания по заявлению: Минфин рассказал, как быть с налогами
20 июля
Врио директора учреждения выплатил себе премию как заместителю – суды признали расход нецелевым
20 июля
Обязательное страхование опасных объектов: с 30 июля 2024 года вводят новые тарифы
19 июля
Поправки о небанковских поставщиках платежных услуг внесены в Госдуму
19 июля
Суды снова поддержали отказ в трудоустройстве из-за приема более подходящего кандидата
19 июля
Инспекция направила требование по почте, а не по ТКС – суд отменил штраф за неподачу документов
19 июля
Выплата пособия при ошибке в СНИЛС: суд разрешил страхователю не возмещать расходы
19 июля
Пролапс тазовых органов у женщин: опубликованы новые клинические рекомендации
19 июля
Внутренний финансовый контроль: Минфин планирует скорректировать 5 стандартов
19 июля
Суды: заказчик обоснованно требовал документы об оплате договора для оценки опыта по Закону N 223-ФЗ
19 июля
Проект организации дорожного движения: 1 марта 2025 года изменятся условия разработки и согласования
18 июля
КС РФ: в ряде случаев можно уплатить штраф со скидкой 50%, даже если нарушение выявила прокуратура
18 июля
"Земский доктор": медики смогут однократно сменить место работы с сохранением выплаты
18 июля
Суд подтвердил, что акт налоговой проверки может подписать не тот, кто ее проводил
18 июля
Социально значимые товары: ФАС хочет запретить ретейлу взимать плату с поставщиков куриных яиц
18 июля
КБК: опубликован приказ с перечнями на 2025 год и плановый период
18 июля
Сопроводительная терапия в онкологии: Минздрав и ФФОМС изменили правила оплаты
18 июля
Топ-3 "поворотных" дел арбитражных судов округов для юриста: июнь 2024 года
18 июля
ФНС хочет скорректировать декларацию по НДПИ
18 июля
Мониторинг качества финансового менеджмента: Минфин разработал новую методичку по его проведению
18 июля
Минцифры: заявки на отсрочку от армии для ИТ-специалистов принимают с 24 июля 2024 года
18 июля
Доступные способы закупок по Закону N 223-ФЗ для заказчиков под санкциями: разъяснения Минфина и ФАС
18 июля
Определены индикаторы риска в рамках контроля за табачным рынком
17 июля
Муниципальный финансовый контроль: суд признал законной проверку, которая длилась больше 8 месяцев
17 июля
Патент на изобретение после его обнародования: проект о новом сроке подачи заявки внесен в Госдуму
17 июля
Хламидийная инфекция: появились новые клинические рекомендации
17 июля
ФНС рассказала об оценке риска при найме в штат самозанятых
17 июля
Минпромторг предложил поднять утилизационный сбор с 1 октября 2024 года и ежегодно его индексировать
17 июля
Роструд напомнил, что отпуск с последующим увольнением можно не предоставлять
17 июля
Практика коллегии по экономическим спорам ВС РФ: обзор за июнь
17 июля
Налог на прибыль и приостановка международных договоров: Минфин напомнил, как быть налоговому агенту
17 июля
Практика ФАС по Закону N 223-ФЗ: какие ошибки отметили контролеры в обзорах за май 2024 года
17 июля
Природные и техногенные ЧС: даны рекомендации по их мониторингу и прогнозированию
21 февраля 2020

Банк блокирует операции или онлайн-обслуживание: учиться на чужих ошибках поможет практика

В рамках "антиотмывочных" норм банки вправе отказывать в проведении подозрительных операций. Никто не застрахован и от внезапной приостановки дистанционного обслуживания. Какие выводы из практики могут быть полезны клиентам, расскажем в обзоре.

Банк молча блокирует операции

Представим ситуацию, когда банк отказывает в операции или приостанавливает доступ к интернет-банкингу, но не объясняет причины отказа и не запрашивает документы, которые могли бы снять подозрения. В таких случаях в судебной практике есть примеры решений в пользу клиентов. В частности, суды:

Вместе с тем ссылаться в суде лишь на то, что банк блокирует обслуживание без пояснений или запросов, — очень ненадежная стратегия.

Так, в ситуации, когда банк не пояснил причины отказа от совершения операций, АС Западно-Сибирского округа отметил, что отсутствие информирования само по себе не повод признать отказ незаконным. В данном споре банк запрашивал у клиента документы, подозрительность операций была подтверждена.

АС Московского округа рассматривал дело, в котором банку удалось доказать сомнительность операций даже без запроса. Суд указал, что его направление клиенту — право кредитной организации, а не обязанность. Банк среди прочего опирался на анализ операций по счету, документы, представленные при открытии счета, информацию ЦБ РФ и сведения из программы СПАРК.

Выходит, в случае "молчаливой блокировки" клиенту лучше не доводить дело до суда, а обратиться в банк за разъяснением ее причин. Как указывал ЦБ РФ, кредитная организация в ответ должна предоставить информацию в объеме, достаточном для того, чтобы использовать ее для реабилитации.

Банк "перегибает палку"

В одном из примеров клиент ссылался на то, запрашиваемый пакет документов включает налоговую, финансовую и иную отчетность, чрезмерно большой, направлен на тотальный контроль деятельности, не привязан к конкретной операции. Суд решил, что запросы банка не выходят за пределы его полномочий.

В другом споре истец требовал признать, что банк злоупотребил правом, когда запрашивал документы в сроки, не предусмотренные законом. По одному из запросов нужно было представить документы на следующий день, по второму — до полудня следующего дня. Первая инстанция и апелляция решили, что клиент выбрал ненадлежащий способ защиты права, и отказали в иске. Кассация с этим согласилась.

Получается, не стоит надеяться оспорить объем документов или срок. Лучше как можно скорее выполнить требования банка. Если нужно дополнительное время (к примеру, чтобы заверить копии), обратитесь в банк с просьбой продлить срок.

Получив документы, банк продолжает отказывать в обслуживании

Бывает так, что клиент полностью выполняет запрос банка, но тот все равно отказывает в проведении операций или не возобновляет доступ к дистанционному обслуживанию. При этом банк не запрашивает дополнительные документы.

Конечно, важную роль играют обстоятельства конкретного дела и то, насколько представленные документы проясняют экономический смысл операций. Однако есть целый ряд случаев, в которых суды обращают внимание на отсутствие дополнительных запросов и встают на сторону клиентов. Такая практика встречалась, например:

Вместе с тем в одном из споров АС Северо-Кавказского округа сделал вывод о том, что банк не обязан направлять уточняющие запросы до полного исчерпания подозрений и проводить полный документальный аудит. В некоторых случаях банк уже в первом запросе уведомляет клиента, что он направляется однократно и дополнительных не будет.

Таким образом, в интересах клиента представить исчерпывающую документацию по первому же запросу банка. Тогда есть шанс доказать в суде, что вы сделали все от вас зависящее, и одержать победу.

Связанные новости