Все новости
Сегодня
Кабмин освободил от курсовых экспортных пошлин филе минтая и ряд других товаров
Сегодня
Минздрав предложил изменить правила выдачи больничных листов
Сегодня
Задание на проектирование объекта капстроительства при госзакупках: Минстрой хочет уточнить формы
Сегодня
Противопоказания для отдельных видов работ: Минздрав изменил нормы о потере слуха
Сегодня
Подача первички в конце года при централизации учета: Минфин и Казначейство дали разъяснения
Сегодня
Правительство утвердило предельную базу по взносам на 2025 год
Сегодня
Пилотный проект такс-фри продлен на 3 года
2 ноября
Заявку о включении в перечень компаний легкой промышленности потребуется подавать через ГИСП
2 ноября
Трудовые гарантии для контрактников и мобилизованных в Росгвардию: поправки внесены в Госдуму
2 ноября
Минцифры: регистрация блогов с более 10 тыс. подписчиков стала доступна на Госуслугах
2 ноября
Жалоба на решение инспекции: суд счел, что копию доверенности не нужно заверять у нотариуса
2 ноября
Диагностика и лечение грибкового отита: опубликованы клинические рекомендации
2 ноября
Декларация по УСН: за 2024 год нужно отчитаться по обновленной форме
2 ноября
Налоговая служба обновила форму 3-НДФЛ
2 ноября
Взыскание долга по исполнительной надписи: Минюст разработал форму ответа банка на запрос нотариуса
2 ноября
ФНС обновила форму жалобы и ввела ряд новых форм
2 ноября
Субсидии на иные цели из федерального бюджета: Минфин хочет дополнить правила их предоставления
2 ноября
Кассация напомнила: электронная переписка может служить доказательством даже без заверения
2 ноября
ВС РФ: опыт субподряда не подходит для госзакупки работ по содержанию дорог с доптребованиями
2 ноября
Для скупки у физлиц драгоценных монет, прошедших эмиссию, с 1 марта 2025 года нужна лицензия
1 ноября
Допуск студентов к работе на должностях среднего фарм- и медперсонала: порядок станет бессрочным
1 ноября
Уплата НДС на УСН с 2025 года: ФНС указала на ряд нюансов
1 ноября
Росстандарт сможет внепланово проверять АЗС, где занижают цену топлива
1 ноября
Лицензирование, строительство, конкуренция и СМИ: масштабный проект изменений внесен в Госдуму
1 ноября
ОМС: суды признали целевой оплату выездов психиатрических бригад скорой помощи на общие вызовы
1 ноября
Проект о борьбе с избыточной обработкой персональных данных принят в первом чтении
1 ноября
Медпомощь при остром коронарном синдроме: обновлены клинические рекомендации
1 ноября
Договор долевого участия в строительстве: интересные примеры из практики за 2022 - 2024 годы
1 ноября
Цены на продукты: в правительстве прошло совещание о ситуации на продовольственном рынке
1 ноября
НДС: скорректирована форма книги продаж и ее дополнительного листа
1 ноября
С 1 ноября заработали новые ГОСТы в сфере строительства, пищевой и легкой промышленности
1 ноября
Банки и МФО будут направлять в бюро кредитных историй меньше сведений – поправки прошли Госдуму
1 ноября
Денежно-кредитная политика: ЦБ РФ опубликовал основные направления на 2025 - 2027 годы
1 ноября
Меньше функций и ниже оклад: суды не поддержали увольнение сотрудника за отказ от изменений
1 ноября
Участник строительной госзакупки "под ключ" должен состоять в нескольких СРО, считает Минстрой
31 октября
Лицензировать эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных объектов станет проще
31 октября
Общие сроки давности не применяются к антикоррупционным искам прокуроров, пояснил КС РФ
31 октября
Железодефицитная анемия: Минздрав одобрил новые клинические рекомендации
31 октября
Предложены меры по оптимизации численности федеральных служащих в 2025 году
31 октября
КС РФ обобщил свою практику за III квартал 2024 года
31 октября
ФНС напомнила особенности восстановления НДС с аванса
31 октября
Разработаны типовые условия контрактов на услуги по СОУТ и обучению охране труда: проект Минтруда
31 октября
Появились клинические рекомендации по послеродовой помощи
31 октября
Повышение МРОТ с 1 января 2025 года: какие выплаты нужно пересмотреть
30 октября
Госпошлины за регистрацию ряда прав и сделок с недвижимостью вырастут с 1 января 2025 года
30 октября
Усиление ответственности за невыполнение квоты для инвалидов – проект прошел Госдуму
30 октября
Несколько лет назад был трудовой договор и ГПД – суд поддержал увольнение из-за конфликта интересов
30 октября
Суд признал право на возврат налогов при реституции и подаче уточненных деклараций за рамками 3 лет
30 октября
Два больничных за один период: суд взыскал переплату пособия со страхователя
30 октября
Лицензионный контроль за маркшейдерскими работами: появился четвертый индикатор риска
30 октября
Господдержка на зарплаты медиков и премии за выявление онкологии продлена на 2027 год
30 октября
Президент анонсировал новую систему оплаты труда бюджетников с 2025 года
30 октября
С 8 ноября надо применять скорректированные перечни КБК на 2024 год
30 октября
Споры с дистанционными работниками: интересные примеры из практики за 2023 - 2024 годы
30 октября
Расчет НМЦК при госзакупках лекарств: Минздрав и ФАС разъяснили особенности
21 февраля 2020

Банк блокирует операции или онлайн-обслуживание: учиться на чужих ошибках поможет практика

В рамках "антиотмывочных" норм банки вправе отказывать в проведении подозрительных операций. Никто не застрахован и от внезапной приостановки дистанционного обслуживания. Какие выводы из практики могут быть полезны клиентам, расскажем в обзоре.

Банк молча блокирует операции

Представим ситуацию, когда банк отказывает в операции или приостанавливает доступ к интернет-банкингу, но не объясняет причины отказа и не запрашивает документы, которые могли бы снять подозрения. В таких случаях в судебной практике есть примеры решений в пользу клиентов. В частности, суды:

Вместе с тем ссылаться в суде лишь на то, что банк блокирует обслуживание без пояснений или запросов, — очень ненадежная стратегия.

Так, в ситуации, когда банк не пояснил причины отказа от совершения операций, АС Западно-Сибирского округа отметил, что отсутствие информирования само по себе не повод признать отказ незаконным. В данном споре банк запрашивал у клиента документы, подозрительность операций была подтверждена.

АС Московского округа рассматривал дело, в котором банку удалось доказать сомнительность операций даже без запроса. Суд указал, что его направление клиенту — право кредитной организации, а не обязанность. Банк среди прочего опирался на анализ операций по счету, документы, представленные при открытии счета, информацию ЦБ РФ и сведения из программы СПАРК.

Выходит, в случае "молчаливой блокировки" клиенту лучше не доводить дело до суда, а обратиться в банк за разъяснением ее причин. Как указывал ЦБ РФ, кредитная организация в ответ должна предоставить информацию в объеме, достаточном для того, чтобы использовать ее для реабилитации.

Банк "перегибает палку"

В одном из примеров клиент ссылался на то, запрашиваемый пакет документов включает налоговую, финансовую и иную отчетность, чрезмерно большой, направлен на тотальный контроль деятельности, не привязан к конкретной операции. Суд решил, что запросы банка не выходят за пределы его полномочий.

В другом споре истец требовал признать, что банк злоупотребил правом, когда запрашивал документы в сроки, не предусмотренные законом. По одному из запросов нужно было представить документы на следующий день, по второму — до полудня следующего дня. Первая инстанция и апелляция решили, что клиент выбрал ненадлежащий способ защиты права, и отказали в иске. Кассация с этим согласилась.

Получается, не стоит надеяться оспорить объем документов или срок. Лучше как можно скорее выполнить требования банка. Если нужно дополнительное время (к примеру, чтобы заверить копии), обратитесь в банк с просьбой продлить срок.

Получив документы, банк продолжает отказывать в обслуживании

Бывает так, что клиент полностью выполняет запрос банка, но тот все равно отказывает в проведении операций или не возобновляет доступ к дистанционному обслуживанию. При этом банк не запрашивает дополнительные документы.

Конечно, важную роль играют обстоятельства конкретного дела и то, насколько представленные документы проясняют экономический смысл операций. Однако есть целый ряд случаев, в которых суды обращают внимание на отсутствие дополнительных запросов и встают на сторону клиентов. Такая практика встречалась, например:

Вместе с тем в одном из споров АС Северо-Кавказского округа сделал вывод о том, что банк не обязан направлять уточняющие запросы до полного исчерпания подозрений и проводить полный документальный аудит. В некоторых случаях банк уже в первом запросе уведомляет клиента, что он направляется однократно и дополнительных не будет.

Таким образом, в интересах клиента представить исчерпывающую документацию по первому же запросу банка. Тогда есть шанс доказать в суде, что вы сделали все от вас зависящее, и одержать победу.

Связанные новости