Все новости
Сегодня
Выделить в виде машино-места долю в праве собственности на паркинг будет проще с 4 декабря 2024 года
Сегодня
Повышение ставки по налогу на прибыль для радиоэлектроники: проект принят во втором и третьем чтении
Сегодня
Уплата НДС налоговым агентом – покупателем медных полуфабрикатов: проект принят Госдумой
Сегодня
Декларация по УСН: ФНС хочет обновить контрольные соотношения
Сегодня
Заявитель жалобы не участвовал в госзакупке – суд отказал в возмещении затрат на юрпомощь
26 ноября
Утечка персональных данных и другие нарушения операторов: поправки к КоАП РФ прошли третье чтение
26 ноября
Сведения о драгметаллах в добытом минеральном сырье придется вносить в информсистему
26 ноября
Проект с налоговыми изменениями о цифровой валюте принят в окончательном чтении
26 ноября
Расширен перечень товаров для соглашений о стабилизации цен
26 ноября
Налоговая реформа: Госдума приняла проект с корректировками в третьем чтении
26 ноября
Мониторинг качества финансового менеджмента: с 1 января 2025 года действует новый порядок
26 ноября
Усилена ответственность за подделку документов для мигрантов
26 ноября
Валютные операции с цифровыми правами: с 11 января заработают правила постановки контрактов на учет
26 ноября
Госпошлины за регистрацию программ и баз данных вырастут с 1 января 2025 года
26 ноября
Материнский капитал на ребенка в 2024 году
26 ноября
ККТ: налоговики хотят добавить теги в общий перечень реквизитов фискальных документов
26 ноября
Уголовная ответственность за подачу подложных деклараций и счетов-фактур – закон опубликован
26 ноября
Изменение строительных госконтрактов из-за форс-мажора: предложено продлить правила на 2025 год
26 ноября
Вывих шейного позвонка: с 2025 года появятся клинические рекомендации
25 ноября
КС РФ: выплаты при сокращении с основного места положены даже тем, кто работает по совместительству
25 ноября
Требования к сварочным работам на опасных производственных объектах предложено продлить на год
25 ноября
Кассация напомнила, что приказ об увольнении можно издать заранее
25 ноября
Федеральные ГАБС в сроки месячной отчетности на 1 декабря должны подать дополнительные сведения
25 ноября
Списание долгов участников СВО и продление их кредитных каникул: закон опубликован
25 ноября
Минздрав обновил порядок медпомощи по детской эндокринологии
25 ноября
Бухгалтерский учет, финансовая отчетность и аудит: утверждены основные направления до 2030 года
25 ноября
Минфин: работник централизованной бухгалтерии может участвовать в инвентаризации наличных удаленно
25 ноября
Законы о запрете пропаганды чайлдфри и крупных штрафах за нее вступят в силу 4 декабря 2024 года
25 ноября
Налог на имущество по кадастровой стоимости в 2025 году: утвержден перечень объектов для Москвы
25 ноября
Одобрены клинические рекомендации по лечению мигрени у детей
25 ноября
Правовые новости КонсультантПлюс в Telegram
25 ноября
Важные новости для юриста за неделю с 18 по 22 ноября
25 ноября
ВС РФ напомнил: присужденные деньги индексируют до введения первой процедуры по делу о банкротстве
25 ноября
Важные новости для бухгалтера за неделю с 18 по 22 ноября
25 ноября
Поставка товара по заявкам госзаказчика: интересные примеры из практики за 2023 - 2024 годы
23 ноября
В требовании об уплате недоимки указали неверную сумму – суд признал решение о взыскании незаконным
23 ноября
Госконтроль за производством алкоголя: новый индикатор риска появится 3 декабря 2024 года
23 ноября
АУСН: правительство проиндексировало взносы на травматизм с 2025 года
23 ноября
Месячная бюджетная отчетность на 1 января: Казначейство указало сроки ее подачи
22 ноября
Паспорт транспортной безопасности: уточнены правила оформления по группе ТС для регулярных перевозок
22 ноября
Гостиницы пройдут оценку соответствия для нового реестра – проект принят в финальном чтении
22 ноября
Уведомление ЕНП в декабре: налоговая служба напомнила о некоторых кодах периодов
22 ноября
Целевое обучение: Минпросвещения рассказало о штрафах за нарушение договора
22 ноября
Выписки из ЕГРН будут стоить значительно дороже с 1 января 2025 года
22 ноября
Утверждены критерии для оценки склонности к опасным действиям при психических расстройствах
22 ноября
Отнесение оборудования к недвижимости для налога на имущество: ФНС разъяснила позицию ВС РФ
22 ноября
Практика коллегии по экономическим спорам ВС РФ: обзор за октябрь
22 ноября
Взносы ИП на УСН "доходы минус расходы" в 2025 году: ФНС пояснила, как заполнять книгу учета
22 ноября
Роструд: работодатель может отменить решение о сокращении
22 ноября
Практика ФАС по Закону N 223-ФЗ: на что контролеры обратили внимание в обзорах за сентябрь 2024 года
22 ноября
Добыча угля подземным способом: появились методрекомендации по безопасности в шахтах
21 февраля 2020

Банк блокирует операции или онлайн-обслуживание: учиться на чужих ошибках поможет практика

В рамках "антиотмывочных" норм банки вправе отказывать в проведении подозрительных операций. Никто не застрахован и от внезапной приостановки дистанционного обслуживания. Какие выводы из практики могут быть полезны клиентам, расскажем в обзоре.

Банк молча блокирует операции

Представим ситуацию, когда банк отказывает в операции или приостанавливает доступ к интернет-банкингу, но не объясняет причины отказа и не запрашивает документы, которые могли бы снять подозрения. В таких случаях в судебной практике есть примеры решений в пользу клиентов. В частности, суды:

Вместе с тем ссылаться в суде лишь на то, что банк блокирует обслуживание без пояснений или запросов, — очень ненадежная стратегия.

Так, в ситуации, когда банк не пояснил причины отказа от совершения операций, АС Западно-Сибирского округа отметил, что отсутствие информирования само по себе не повод признать отказ незаконным. В данном споре банк запрашивал у клиента документы, подозрительность операций была подтверждена.

АС Московского округа рассматривал дело, в котором банку удалось доказать сомнительность операций даже без запроса. Суд указал, что его направление клиенту — право кредитной организации, а не обязанность. Банк среди прочего опирался на анализ операций по счету, документы, представленные при открытии счета, информацию ЦБ РФ и сведения из программы СПАРК.

Выходит, в случае "молчаливой блокировки" клиенту лучше не доводить дело до суда, а обратиться в банк за разъяснением ее причин. Как указывал ЦБ РФ, кредитная организация в ответ должна предоставить информацию в объеме, достаточном для того, чтобы использовать ее для реабилитации.

Банк "перегибает палку"

В одном из примеров клиент ссылался на то, запрашиваемый пакет документов включает налоговую, финансовую и иную отчетность, чрезмерно большой, направлен на тотальный контроль деятельности, не привязан к конкретной операции. Суд решил, что запросы банка не выходят за пределы его полномочий.

В другом споре истец требовал признать, что банк злоупотребил правом, когда запрашивал документы в сроки, не предусмотренные законом. По одному из запросов нужно было представить документы на следующий день, по второму — до полудня следующего дня. Первая инстанция и апелляция решили, что клиент выбрал ненадлежащий способ защиты права, и отказали в иске. Кассация с этим согласилась.

Получается, не стоит надеяться оспорить объем документов или срок. Лучше как можно скорее выполнить требования банка. Если нужно дополнительное время (к примеру, чтобы заверить копии), обратитесь в банк с просьбой продлить срок.

Получив документы, банк продолжает отказывать в обслуживании

Бывает так, что клиент полностью выполняет запрос банка, но тот все равно отказывает в проведении операций или не возобновляет доступ к дистанционному обслуживанию. При этом банк не запрашивает дополнительные документы.

Конечно, важную роль играют обстоятельства конкретного дела и то, насколько представленные документы проясняют экономический смысл операций. Однако есть целый ряд случаев, в которых суды обращают внимание на отсутствие дополнительных запросов и встают на сторону клиентов. Такая практика встречалась, например:

Вместе с тем в одном из споров АС Северо-Кавказского округа сделал вывод о том, что банк не обязан направлять уточняющие запросы до полного исчерпания подозрений и проводить полный документальный аудит. В некоторых случаях банк уже в первом запросе уведомляет клиента, что он направляется однократно и дополнительных не будет.

Таким образом, в интересах клиента представить исчерпывающую документацию по первому же запросу банка. Тогда есть шанс доказать в суде, что вы сделали все от вас зависящее, и одержать победу.

Связанные новости