В связи с пандемией государства вводят множество запретов, парализующих исполнение договоров и деятельность предприятий. В первую очередь речь идет:
Рассмотрим конкретную ситуацию. В Москве с 16 марта запрещены массовые мероприятия. Предположим, что с 23 по 27 марта планировалась выставка продукции. Организатор выставки заключил договоры об участии в ней с различными предприятиями и получил предоплату. В договорах не было условия о том, что стороны несут ответственность при наличии форс-мажора. Из-за указа Мэра Москвы исполнить эти договоры стало невозможно. Последствия, скорее всего, будут такими:
В кодексе упомянуто, что стороны, понесшие убытки в результате правомерных действий властей, вправе требовать от них компенсации в случаях и порядке, определенных законом. Однако на данный случай закона нет. Вместе с тем в числе мер поддержки экономики заявлено о прямом субсидировании убытков для отраслей, оказавшихся в зоне риска. Например, субсидии предусмотрены для туроператоров, а также для других организаций и ИП из наиболее пострадавших отраслей экономики.
У компаний могут возникнуть проблемы с исполнением обязательств, на которые коронавирус влияет лишь косвенно. Например, из-за отмены поездок турфирма лишилась значительной части доходов и не может заплатить за аренду офиса. В подобных случаях вряд ли удастся избежать ответственности. ГК РФ среди случаев, которые не признают форс-мажором, называет следующие:
Вместе с тем ВС РФ допускает, что отсутствие денег можно признать обстоятельством непреодолимой силы, если оно вызвано ограничительными мерами.
Отметим, правительство дало малому и среднему бизнесу отсрочку по арендным платежам за федеральное имущество. Аналогичные меры рекомендовано принять регионам и муниципалитетам. Чтобы подать заявление об отсрочке, применяйте специальную форму.
Арендаторы коммерческой недвижимости могут воспользоваться арендными каникулами, предусмотренными для организаций и ИП из наиболее пострадавших отраслей экономики. ТПП разъясняла, что получать заключения о форс-мажоре при этом не требуется. Подробнее об арендных каникулах читайте в нашем обзоре.
Проблемы могут возникнуть, если российская компания обязалась выполнить какие-либо обязательства на территории зарубежного заказчика. Например, она должна отправить работников в командировку, чтобы установить и ввести в эксплуатацию оборудование, а страна заказчика закрывает свои границы и запрещает въезд иностранцев.
Запретительные меры государств можно рассматривать как обстоятельства непреодолимой силы, которые освобождают должника от ответственности. Чтобы их подтвердить, нужно задокументировать форс-мажор.
В отношении внешнеторговых сделок это делается, в частности, с помощью сертификата о форс-мажоре. Его выдает ТПП. Стороны внутренних договоров могут получить похожий документ — заключение о форс-мажоре. Для этого нужно обратиться в региональную палату. С 26 марта данные услуги стали бесплатными. Однако речь идет только о засвидетельствовании обстоятельств, возникших на территории нашей страны. Можно направить запрос в российское посольство, консульство или торговое представительство, которые могут содействовать в получении официальных документов о форс-мажоре из иностранного государства.
Есть вариант, что само обязательство в данной ситуации прекратится невозможностью исполнения. Либо, учитывая, что рано или поздно запреты будут отменены, можно договориться с контрагентом о переносе срока исполнения обязательства, если оно не потеряет своей актуальности.
Из-за пандемии в мире возникает дефицит медоборудования, лекарств и медизделий. Правительства некоторых европейских стран уже ввели ограничения на вывоз таких товаров. Приостанавливают работу заводы и предприятия, и это также может привести к срыву поставок.
Предположим, российская торговая компания обязалась поставить медицинскому центру изделия и оборудование. После подписания договора, страна, где находится производитель товаров, ввела эмбарго на внешние поставки.
Из разъяснений Верховного суда следует, что пандемию коронавируса нельзя рассматривать как универсальное обстоятельство непреодолимой силы по договору поставки. При этом он отметил: нужно исходить из особенностей конкретного дела, учитывая среди прочего разумность и добросовестность действий должника. Полагаем, что шанс избежать ответственности есть, хотя по ГК РФ отсутствие товаров на рынке не является форс-мажором..
Проще всего с уникальными товарами, которые производит только одна компания. Если ей запретили продавать товары в Россию или она была вынуждена закрыть производство из-за вспышки заболевания среди работников, очевидно, что поставщик не может выполнить свои обязательства, закупив оборудование где-то еще.
Сложнее доказать форс-мажор, когда производством и продажей товара занимается множество компаний. Однако и это может быть реально в сложившихся обстоятельствах. Допустим, до пандемии на рынке было 50 предприятий, которые поставляли 100 тыс. единиц продукции. Нужно представить данные о том, сколько из них перестали работать или прекратили поставки на российский рынок из-за запретов. Скажем, таковых оказалось 40 и с их уходом объем поставок упал на 80 тыс. единиц. Остальные, скорее всего, законтрактовали свои объемы на значительное время вперед, о чем нужно получить письменное подтверждение (например, отказ в сотрудничестве). Таким образом, вы можете обосновать, что сложилась непредвиденная ситуация, которую невозможно преодолеть.
Альтернатива – рассчитывать на мирное урегулирование ситуации, например, договориться о приостановлении действия договоров. В этом поможет готовое решение.
Участниками многих АО и ООО являются иностранные граждане, которые из-за запрета на въезд не могут попасть в Россию. Как быть с очными собраниями?
Недавно в суде рассматривался подобный спор. Истец требовал, чтобы суд обязал ООО провести внеочередное очное собрание участников. Он хотел выкупить доли остальных членов общества, а собрание было необходимо, в частности, чтобы решить вопросы о проведении аудиторской проверки.
АС Амурской области принял во внимание, что все участники общества кроме истца – граждане КНР. В связи с коронавирусом границу с этой страной закрыли, очное собрание провести невозможно. Суд отказал в иске. При этом он учел: когда границы откроют, настанет срок для очередного общего собрания.
Отметим, в этом году крайний срок годовых общих собраний акционеров и очередных общих собраний участников ООО - 30 сентября.
Общие собрания в 2020 году допустимо проводить заочно независимо от вопросов повестки дня. Сперва такая возможность появилась у АО, а затем и у ООО.