С 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно малый бизнес планируют освободить от любых проверок, предусмотренных Законом о защите прав юрлиц и ИП. Исключение составят проверки, основаниями для проведения которых выступают причинение вреда жизни и здоровью граждан или угроза его причинения, возникновение ЧС природного и техногенного характера (п. 2 ст. 4 проекта).
Кроме того, в 2020 году правительство будет вправе устанавливать особенности организации и проведения тех видов федерального госконтроля (надзора), на которые распространяется указанный закон. Речь идет, например, об основаниях, сроках и периодичности проверок (п. 1 ч. 1 ст. 9 проекта).
Правительство сможет вводить мораторий на возбуждение (по заявлениям кредиторов) дел о банкротстве при ЧС природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и т.п. Срок действия моратория в проекте не назван. Его установит правительство (ст. 3 проекта).
Заявления кредиторов о признании должника банкротом, поданные во время моратория, арбитражный суд будет возвращать. Если он уже возбудил дело о банкротстве, но не ввел процедуру банкротства, то в течение трех рабочих дней со дня введения моратория приостановит производство по делу.
Во время моратория в отношении должника среди прочего не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, приостанавливаются исполнительное производство и меры принудительного исполнения.
В 2020 году правительство сможет предоставлять тем, у кого закончилась лицензия, право продолжать некоторое время заниматься лицензируемой деятельностью. При этом не потребуется:
Наказывать за ведение деятельности без лицензии или иного разрешения в таком случае не будут (п. 2 ч. 1 ст. 9 проекта).
У единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ можно будет закупить любые товары, работы, услуги. Не нужно будет учитывать их наличие в перечне правительства. К списку оснований для такой закупки добавят введение режима повышенной готовности для предупреждения ЧС (п. 3. ст. 7 проекта).
Неустойки, начисленные в 2020 году, нужно будет списать в том же порядке, что и неустойки за 2015, 2016 годы.
Для контрактов с СМП и СОНКО госзаказчик сможет до конца года не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта. Исключение составят случаи, когда контракт предусматривает авансирование.
В 2020 году стороны госконтракта по взаимному согласию смогут изменить срок его исполнения и (или) его цену (цену единицы товара, работы, услуги), если прежние условия госконтракта невозможно исполнить по независящим обстоятельствам. Речь идет о тех, которые возникли, например, из-за коронавируса. Для такого изменения контракта поставщику нужно будет предоставить обеспечение его исполнения, а госзаказчику — подготовить письменное обоснование. Если исполнение контракта было обеспечено деньгами, стороны смогут согласовать новый срок их возврата. Все изменения нужно вносить с учетом ЛБО.
Правительству дадут право до 31 декабря 2020 года включительно устанавливать новые основания для закупки у единственного поставщика и определять порядок таких закупок (ст. 8 проекта).
Если иностранное государство ограничит въезд туристов, правительство сможет принять решение о возврате им или иным заказчикам денег, уплаченных за туристский продукт. Такое решение правительство сможет принять и в случае, если в иностранном государстве жизни, здоровью, имуществу туристов будет что-либо угрожать (п. 2 ст. 2 проекта).
До начала путешествия вернут деньги за весь туристский продукт. Если путешествие уже началось, вернут сумму, пропорциональную стоимости неоказанных туристу услуг. Правительству потребуется установить порядок и условия возврата денег.
Возвращать деньги будут за счет средств фонда персональной ответственности туроператора. Для поддержки туроператоров правительству дадут возможность изменить сроки перечисления ежегодного взноса в этот фонд.
Порядок госрегистрации препаратов для профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, будет определять правительство. Отметим, что к таким заболеваниям относится и новая коронавирусная инфекция (ст. 5 проекта).
Похожее правило собираются ввести и в отношении медизделий, предназначенных для названных целей. Правительство получит право устанавливать особенности их обращения, включая госрегистрацию (п. 1 ст. 6 проекта).
У правительства появится право ограничивать оптовую и розничную торговлю некоторыми видами медизделий. Это будет возможно в условиях ЧС и (или) при угрозе распространения заболевания, опасного для окружающих (п. 2 ст. 6 проекта).
Ограничивать продажу медизделий допускается максимум на 90 календарных дней с даты принятия решения. Их перечень определит правительство.
О первоочередных государственных мерах поддержки экономики в условиях пандемии читайте в нашем обзоре.