Временный управляющий назначил проведение первого собрания кредиторов на 26 марта. Незадолго до этой даты на территории Татарстана, где находится должник, был введен особый санитарно-эпидемиологический режим на период до 15 апреля.
Управляющий ходатайствовал о принятии обеспечительных мер в виде запрета на проведение собрания. Суд учел довод о том, что собрание предполагает массовое скопление людей в ограниченном пространстве и рискованно в условиях распространения коронавируса. Ходатайство был удовлетворено. Запрет установили на период до отмены особого режима в регионе.
Отметим: суд также принял во внимание ограничительные меры, которые приняты в Москве, где находятся управляющий и ряд кредиторов.
Аналогичный пример есть и в практике Арбитражного суда Московской области. Суд указал: в числе лиц, имеющих право участвовать в собрании, есть граждане, достигшие возраста 65 лет. Они обязаны соблюдать режим самоизоляции.
Конкурсный управляющий просил суд отложить собрание. Ходатайство было обосновано тем, что кредиторы находятся в разных регионах РФ, а это влечет риски из-за неблагополучной эпидемиологической ситуации.
Арбитражный суд Тверской области отказал в удовлетворении ходатайства. Он отметил, что в повестке был только вопрос об отчете конкурсного управляющего, который не относится к вопросам, подлежащим утверждению собранием. Кроме того, суд указал: по закону можно отложить только первое собрание. Применить эту норму по аналогии в рамках конкурсного производства нельзя.
Другое дело, если речь идет о вопросе, который затрагивает права кредиторов, например о выборе временного управляющего.
Так, конкурсный кредитор подал ходатайство о запрете собрания, на котором должны были решить вопрос о кандидатуре временного управляющего. Заявитель указывал, что при массовом скоплении людей в ограниченном пространстве есть риск ухудшения ситуации с распространением коронавируса.
Арбитражный суд Республики Татарстан запретил собрание до отмены особого санитарно-эпидемиологического режима на территории региона, указав, что запрет обеспечит сохранение существующего положения сторон (status quo) и гарантирует соблюдение конституционных прав граждан.
Внешний управляющий попросил суд запретить очные собрания и разрешить заочные. Управляющий указывал, что численность потенциальных участников превышает 50 человек, а проведение любых таких мероприятий запрещено указом губернатора региона. АС Свердловской области удовлетворил требование.
Похожее решение принял АС Архангельской области. Хотя временный управляющий просил запретить первое собрание на два месяца, суд на этом не остановился. Он удовлетворил ходатайство и поручил провести собрание заочно, если по истечении указанного срока его по-прежнему нельзя будет провести очно.
Отметим: такой подход поддерживают не все. АС Челябинской области удовлетворил ходатайство о запрете собрания, но отказался обязать управляющего провести мероприятие в заочной форме. Суд посчитал, что такая обязанность не может быть возложена в рамках обеспечительных мер. Кроме того, управляющий не мог надлежащим образом организовать собрание из-за введения нерабочих дней. При этом суд напомнил, что ВС РФ допускал такую форму собраний для юридических лиц.
Особый случай – собрание при банкротстве кредитного кооператива.
Временный управляющий просил запретить собрание, ссылаясь на постановление Президиума ВС и Президиума совета судей, а также на региональный запрет на проведение мероприятий, численность которых превышает 50 человек.
Суд отказал в принятии обеспечительных мер, отметив, что управляющий может провести собрание, используя очно-заочную форму голосования (с числом участников в одном помещении не более 50 человек). В качестве альтернативы было предложено перенести мероприятие.