Заказчикам теперь проще разобраться, как и в каких случаях применять запреты. Список запрещенных товаров во многом дублирует перечни из нескольких старых актов, но есть и новшества. Они
не действуют в отношении закупок, начатых до 1 мая. Расскажем подробнее о нововведениях.
Какие товары попали под запрет
Как и ранее, запреты не касаются товаров из ЕАЭС, работ или услуг исполнителей из стран этого союза.
Запреты распространяются также на продукцию, поставляемую при выполнении работ или услуг, и товары, передаваемые в аренду или лизинг.
Важно: объединять в одну закупку товары из перечня и товары, не включенные в него, допустимо, только если они приобретаются в рамках гособоронзаказа.
Для "гражданских" закупок установили единый перечень, в который вошли:
- товары легкой промышленности. Список почти такой же, как в утратившем силу постановлении N 791 в части, касавшейся федеральных нужд. Вывели из-под запрета услуги по прокату, а также не относящиеся к частям обуви изделия резиновые по коду 22.19.73;
- продукция мебельной и деревообрабатывающей промышленности. Напомним, запрет, установленный постановлением N 1072, действовал до 1 декабря 2019 года. Теперь его вернули, при этом список не изменился;
- изделия станкоинструментальной промышленности. Раньше запрет применялся только при закупках для нужд обороны и безопасности. Теперь его придется учитывать всем заказчикам. Новый список изделий имеет довольно много отличий от перечня из постановления N 239. Так, в нем появились установки генераторные электрические и вращающиеся преобразователи (код 27.11.3), некоторые виды телекоммуникационной аппаратуры (код 26.51.44);
- продукция машиностроения, в отношении которой ранее был установлен запрет в постановлении N 656. В этом случае также не обошлось без новых позиций, например в список включены краны грузоподъемные стрелкового типа (код 28.22.14.125). Обратите внимание: в отношении автомобилей и колесных транспортных средств (п. п. 73–75, 83, 109–112 нового перечня) запреты вступят в силу с 1 июля. Однако до 30 июня к этому виду продукции будет применяться постановление N 656;
- ряд других товаров, в отношении которых ранее были установлены только условия допуска, в частности шины и покрышки (код 21.11.1), бумага и картон (код 17.12).
Запрет на допуск к закупкам спортивного огнестрельного оружия, запчастей и боеприпасов к нему отменили.
При закупках для нужд обороны и безопасности запреты установлены на все иностранные товары, а также работы и услуги, выполняемые иностранными лицами. Постановление N 239 утратило силу.
Когда можно не применять запреты
Запреты не действуют, в частности при закупках:
- товара, который не производится на территории РФ. Это нужно подтвердить разрешением Минпромторга, которое можно будет получить через государственную информационную систему промышленности. При закупках для нужд обороны и безопасности товаров, не указанных в новом перечне, а также работ и услуг заказчик сам подтверждает, что в России они не производятся;
- одной единицы товара стоимостью не более 100 тыс. руб. или совокупности таких товаров на общую сумму не более 1 млн руб. (не применимо к товарам из п. п. 1 – 7, 124 и 125 нового перечня);
- продукции определенного товарного знака, чтобы обеспечить совместимость с имеющимися у заказчика товарами (не применимо к товарам из п. п. 67–71 нового перечня);
- запчастей и расходных материалов к оборудованию, указанному в п. п. 47–51 нового перечня, если необходимо соблюсти требования технической документации.
Как участники должны подтверждать происхождение товара
Подтверждением того, что продукция не подпадает под запрет, является выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции. Выписку нужно представить в составе заявки. Эти правила не касаются принятой на вооружение военной техники и некоторых других товаров.
Вести оба реестра будет Минпромторг после того, как утвердит необходимые документы.
Дополнительные требования к участникам
Заказчик должен установить дополнительные требования к участникам, если речь идет о закупке товаров, указанных в п. п. 1–7, 124 и 125 нового перечня. Участники обязаны использовать материалы или полуфабрикаты из государств, входящих в ЕАЭС. Подтверждающие документы должны быть представлены на этапе исполнения контракта. Доптребование не действует, если в ЕАЭС материалы и полуфабрикаты не производят.