По мнению ФАС, МЧС и Минфина, заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если между объектом закупки и его использованием для недопущения распространения коронавируса есть причинно-следственная связь.
Так, Московское УФАС признало правомерной закупку у единственного поставщика портативных лабораторий для экспресс-диагностики коронавируса. А вот закупку строительно-монтажных и прочих работ для школы на этом основании Татарстанское УФАС признало нарушением Закона N 44-ФЗ: работы по контракту направлены исключительно на строительство нового объекта.
По Закону N 44-ФЗ в случае обстоятельств непреодолимой силы закупку можно отменить до заключения контракта, а не минимум за 5 дней до окончания подачи заявок, как установлено для конкурсов и аукционов. Однако на практике контрольные органы относятся к такой отмене закупок по-разному.
Так, Санкт-Петербургское УФАС в своем решении опиралось на позицию Минфина, МЧС и ФАС, которые объявили распространение коронавируса обстоятельством непреодолимой силы. Заявитель не смог доказать иное, поэтому контрольный орган признал правомерной отмену закупки после подведения итогов аукциона. Отметим, что по условиям документации исполнитель должен был с 1 июня по 15 октября 2020 года выполнять работы по устройству ограждения территории и монтажу системы контроля и управления доступом.
Московское УФАС при рассмотрении подобных вопросов использовало подход Верховного суда: нельзя признавать распространение коронавируса обстоятельством непреодолимой силы для всех, независимо от особенностей деятельности организации и региона, в котором она работает. Наличие обстоятельств непреодолимой силы нужно устанавливать для каждого конкретного дела. Так, по условиям закупки организация должна была с 1 мая до 31 августа 2020 года поставить грунт для работ по понижению газонов в районе Ивановское. Контрольный орган не увидел причинную связь между невозможностью исполнить контракт в срок и коронавирусом, а заказчик не представил документы, подтверждающие такую связь. Отмену закупки признали нарушением.
К такому же выводу Московское УФАС пришло в отношении:
ФАС ранее сообщала: контрольные органы будут учитывать распространение коронавируса в качестве обстоятельства непреодолимой силы, когда будут рассматривать обращения о включении в РНП.
Так, в феврале организация не смогла исполнить очередную заявку заказчика о поставке медизделий. Ярославское УФАС не включило сведения о поставщике в РНП по следующим причинам:
Аналогичное решение Ярославское УФАС приняло в отношении организации, которая в апреле поставила только часть семян по госконтракту. Поставщик ранее добросовестно исполнял свои обязательства, однако из-за коронавируса возникли сложности с ввозом товара из-за рубежа.