О должной осмотрительности говорил еще Пленум ВАС РФ в 2006 году. Он использовал это понятие в контексте получения организацией или ИП необоснованной налоговой выгоды (ННВ).
С середины 2017 года вопросы ННВ урегулированы ст. 54.1 НК РФ. Ее положения, как указала ФНС, не содержат оценочного понятия "проявление должной осмотрительности". Основной критерий – реальность хозопераций.
Как будет складываться практика по этой норме, пока неясно. Однако суды и раньше, рассматривая споры об ННВ и осмотрительности, придавали большое значение тому, была ли реально совершена сделка и исполнены ли обязательства по ней. Таким образом, эти понятия связаны между собой. Полагаем, что аргументы налогоплательщиков и проверяющих, а также подходы судов по спорам, разрешенным на основании положений Пленума ВАС РФ, могут применяться и в дальнейшем.
Доказательствами выполнения обязательств по сделке суды считают:
Что касается должной осмотрительности, то АС Уральского округа посчитал достаточным проверить:
А в другом деле тот же суд указал: инспекция не обосновала, что в силу каких-то особенностей сделок налогоплательщик должен был проявить повышенную степень осмотрительности и использовать не только стандартные меры проверки.
Большинство судебных споров о должной осмотрительности и реальности сделок, которые рассмотрели окружные суды с начала 2020 года, налогоплательщики проиграли. Очевидно, что чаще всего в качестве доказательств проверяющие называют непредставление отчетности и документов по встречной проверке, а также неуплату или неполную уплату налогов. Помимо этого, говоря о получении ННВ, налоговики ссылаются на такие обстоятельства:
Следует обратить внимание, что для судов важно не просто перемещение товаров или выполнение работ, а исполнение обязанностей конкретным контрагентом (АС Северо-Кавказского и Центрального округов).
Что касается проверки контрагентов до заключения сделки, то, например, АС Уральского округа указал: проверки лишь госрегистрации недостаточно. Нужно оценить не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, а также наличие у него ресурсов и опыта. Причем суд рассчитывал, что налогоплательщик обоснует, почему выбрал именно этого исполнителя, а не традиционные добросовестные организации, которые существуют на рынке. Аналогичный подход встречается у АС Дальневосточного и Московского округов. А вот АС Поволжского округа указал, что налогоплательщик должен доказать в том числе ведение деловых переговоров и выяснение адресов и телефонов контрагента.
Очевидно, что проверки только регистрации контрагента в ЕГРЮЛ и ЕГРИП недостаточно. Что же может сделать налогоплательщик?
Сейчас на сайте ФНС реализовано несколько сервисов, которые помогут собрать информацию о партнере. Например, об исполнении налоговых обязательств и о среднесписочной численности можно узнать с помощью сервиса "Прозрачный бизнес", который периодически расширяется. Можно использовать также информацию из раздела "Открытые данные".
Кроме того, из ЕГРЮЛ можно получить сведения о возбуждении дела о банкротстве. Также ФНС запустила информационный ресурс бухотчетости, где можно узнать о финансовом положении партнера.
Налогоплательщику стоит также запросить у контрагента документы, которые подтверждали бы полномочия представителей и, например, наличие лицензии. Полезным будет и изучение сайта партнера, информации о нем в интернете и СМИ.
Подробнее о том, как оформить все собранные данные, чтобы они подтверждали должную осмотрительность в выборе контрагента, см. наш материал.