В доработанной редакции проекта разработчики указали, как будет соотноситься Процессуальный КоАП РФ (далее – ПКоАП РФ) с АПК РФ. Так, последний будет применяться при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности юрлиц и ИП в связи с их экономической деятельностью (ст. 1.1 Проекта). Речь идет о делах, которые КоАП РФ будет относить к компетенции арбитражных судов.
Кроме того, по АПК РФ будут рассматривать дела об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности тех, кто занимается экономической деятельностью.
В первоначальной версии проекта ПКоАП РФ этих положений не было.
Изначально хотели установить следующие правила: вина юрлица предполагается, если доказано, что его должностные лица, работники или представители допустили нарушение. Однако даже если их виновность не установили, то это не освобождает юрлицо от ответственности.
В ходе общественного обсуждения эти положения были раскритикованы и изменились следующим образом. Если виновность должностных лиц, работников или представителей юрлица не установлена, то и вина юрлица не презюмируется (ч. 2 ст. 1.5 Проекта).
Доработан порядок использования электронных документов участниками производства по делу. В частности, предусмотрели, что подать в суд заявление, ходатайство, жалобу, протест, представление в форме электронного документа можно будет в том числе через личный кабинет участника судебного процесса. Этот ресурс появится на Едином портале госуслуг (ч. 1 ст. 1.15 Проекта).
По общему правилу эти документы достаточно будет заверить простой электронной подписью.
Появились нормы о праве на реабилитацию тех, кого незаконно привлекли к ответственности. Оно будет включать в себя, например, право на возмещение имущественного вреда, а также на устранение вреда, причиненного деловой репутации юрлица. Государство обязано полностью возместить вред независимо от вины суда, органа, прокурора, должностного лица (ст. 1.17 Проекта).
Воспользоваться правом сможет, например, лицо, которое в итоге освободили от ответственности в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Отметим, что о необходимости рассмотреть вопрос о закреплении института реабилитации говорилось еще в концепции нового КоАП РФ.
Сейчас в КоАП РФ нет норм о возмещении вреда в связи с незаконным привлечением лица к ответственности. Однако в ГК РФ зафиксированы общие правила об ответственности за вред, причиненный госорганами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Тем не менее без специальных положений многие вопросы возмещения вреда в связи с незаконным привлечением к административной ответственности остаются на усмотрение суда. Поправки о праве на реабилитацию позволят сделать процедуру возмещения вреда более понятной и прозрачной.
Первоначальная редакция проекта ПКоАП РФ в ряде статей упоминала такую меру обеспечения производства по делу, как приостановка действия специального разрешения (лицензии). В новой версии эта мера не закреплена (ст. 4.2 Проекта), как и в действующем списке КоАП РФ.
Из проекта ПКоАП РФ решили исключить правило о том, что ходатайства можно заявлять только в письменной форме. Теперь ее предлагают использовать в исключительных случаях, например для изготовления копии протокола или аудиозаписи рассмотрения дела (ч. 4 ст. 8.32 Проекта).
Сейчас по КоАП РФ ходатайства заявляются в письменной форме.
В новой редакции проекта ПКоАП РФ перечислено меньше нарушений, штрафы за которые нельзя будет оплатить со скидкой 50%. Например, решили сохранить действующую возможность воспользоваться скидкой при уплате штрафа (ч. 5 ст. 12.2 Проекта):
Напомним, скидка будет действовать, как и сейчас, в течение 20 дней с даты, когда вынесли постановление о наложении штрафа.