Банк выявил репутационный риск в обслуживании счета клиента, поскольку на данный счет поступили деньги в результате сомнительной сделки. В связи с этим банк отказал клиенту во всех операциях по счету, кроме возврата средств по сделке, причем комиссия за возврат средств была увеличена с 1% до 10%.
Клиент деньги возвратил, но с размером списанной комиссии не согласился. По мнению суда первой инстанции, действия банка основаны на законе, соответствуют договорам банковского счета и комплексного обслуживания, а также тарифам комиссионного вознаграждения. Данный подход поддержали апелляция и кассация.
ВС РФ с нижестоящими инстанциями не согласился и направил дело на новое рассмотрение.
Банк вправе относить сделки клиентов к сомнительным в целях борьбы с отмыванием преступных доходов. Однако в таком случае банк не может взимать повышенную комиссию за совершение расчетно-кассовых операций. Контроль, осуществляемый в указанных целях, является публичной функцией банка. Он не может реализовать ее в частных отношениях как способ извлечения выгоды за счет клиента.
Кроме того, суды не учли доводы о том, что понятие "репутационный риск" в договоре не раскрывается. Это дает банку возможность произвольно толковать данное понятие.