Учреждение, расположенное в районе Крайнего Севера, компенсировало сотруднику стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно. В предыдущий раз компенсацию ему выплачивали двумя годами ранее. Учреждение не учло, что в перерыве между выплатами сотрудник находился в отпуске по уходу за ребенком. Такой период не засчитывается в отпускной стаж и в двухлетний срок для выплаты компенсации. Поэтому к моменту последней выплаты сотрудник еще не получил на нее право.
При проверке учреждению указали на ошибку, и оно предложило работнику вернуть деньги. Тот отказался, и учреждение обратилось в суд. Дело дошло до ВС РФ, который поддержал работника.
Судьи указали, что в данном случае применимы нормы гражданского законодательства о неосновательном обогащении. Согласно этим нормам с сотрудника нельзя взыскать средства, предоставленные ему в качестве средств к существованию.
Компенсация стоимости проезда в отпуск призвана обеспечить северянам надлежащий уровень жизни и необходимый достаток. Следовательно, ее можно отнести к средствам для существования.
Взыскивать такие средства можно лишь в случае счетной ошибки или недобросовестности сотрудника. Однако неправильное применение работодателем порядка выплаты компенсации не относится к счетным ошибкам, а недобросовестности со стороны сотрудника не было.
Полагаем, после этого решения судебная практика по данному вопросу станет более однородной.