По закону администратор бюджетных средств вправе передать полномочия по ВФА. Однако другой администратор или главный администратор бюджетных средств не обязаны эти полномочия принимать.
Обычно администратор рассматривает вопрос передачи полномочий, когда нет ресурсов для самостоятельного проведения аудита. Альтернативой в этом случае является упрощенный аудит, который проводит руководитель организации. Одно из условий перехода на такой аудит — отсутствие возможности передать полномочия. Но как подтвердить, что это условие выполнено?
Минфин указал: проводить дополнительные процедуры не нужно. Отказ других организаций подтверждает тот факт, что не оформлены документы о согласовании передачи им полномочий.
При упрощенном аудите руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств принимает на себя и единолично несет ответственность за результаты выполнения бюджетных процедур, решает задачи и достигает цели ВФА. Ему не нужно издавать ведомственные (внутренние) акты, в которых устанавливались бы особенности планирования и проведения аудиторских мероприятий.
Учитывая это, при упрощенном аудите руководитель не должен выполнять следующие процедуры:
Минфин отметил, что у ВФА и ведомственного контроля разные цели. При их проведении руководствуются различными правовыми актами, методиками и подходами. Контроль и аудит нельзя объединить в одном мероприятии.
Если контрольные и аудиторские мероприятия проводятся раздельно, работники ведомственного контроля могут быть аудиторами. При этом должны соблюдаться требования к последним, в том числе к их функциональной независимости.
Кроме того, информация, полученная в рамках ВФА, не может рассматриваться в качестве акта проверки, проведенной в рамках ведомственного контроля.
Если полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности переданы централизованной бухгалтерии, аудит нужно проводить в отношении оставшихся у организации функций. Например, аудиторы должны оценивать выполнение следующих процедур:
Аудиторы могут включать риски искажения отчетности, а также риски нарушения порядка учета и формирования отчетности в свой реестр бюджетных рисков.