1. Предусмотрели отдельные журналы для операций межотчетного периода и операций по исправлению ошибок прошлых лет. Новые журналы надо формировать по обычной форме 0504071. Ранее для отражения исправительных записей по прошлогодним ошибкам использовался журнал по прочим операциям с отметкой "Исправление ошибок прошлых лет". Для операций межотчетного периода применялся журнал по прочим операциям либо журнал, который соответствует виду отражаемых операций.
2. Закрепили правила ведения электронной кассовой книги. В них учли возможность вносить записи на основании электронных кассовых документов или скан-копий. Недавно право принимать к учету скан-копии первички предусмотрели в стандарте "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
3. Внесли изменения в порядок формирования отдельных первичных документов.
Так, сдачу на склад материалов, которые остались после разборки или иного выбытия основного средства, нужно оформлять приходным ордером (ф. 0504207), а не требованием-накладной (ф. 0504204).
Расчетную ведомость (ф. 0504402) и платежную ведомость (ф. 0504403) можно применять в тех же случаях, что и расчетно-платежную ведомость (ф. 0504401). Таким образом, учреждение может выбрать: использовать первые два документа либо только последний.
Авансовый отчет можно оформлять по форме 0504505 только на бумаге. Чтобы составлять и хранить авансовые отчеты в электронном виде, нужно до начала 2021 года перейти на применение новых форм электронных документов.
Уточнили правила оформления извещения (ф. 0504805) и бухгалтерской справки (ф. 0504833). Их надо применять в зависимости от ситуации либо как бухгалтерский документ (дополнительно к иному первичному документу), либо как самостоятельный первичный документ. В таком качестве формы уже применялись. Поправки лишь более детально определили их правовую природу: первичный документ подтверждает факт хозяйственной жизни, а бухгалтерский — проведенную в учете операцию.
Извещение по-прежнему используют при отражении взаимосвязанных операций между организациями бюджетной сферы. Извещение — бухгалтерский документ составляют для того, чтобы своевременно отразить в учете операцию, по которой оформляется первичный документ. Такая необходимость может возникнуть, когда факт хозяйственной жизни еще не завершен. Например, доставка и приемка переданного имущества могут затянуться, но передающая сторона обязана отразить отправку получателю. Расчеты между организациями бюджетной сферы должны быть взаимосвязаны, поэтому получатель тоже обязан отразить расчеты по отправленному имуществу. Извещение — первичный документ составляют, когда на момент отражения в учете операции не предусмотрено оформлять иную первичку. К примеру, его составляет получатель целевых средств при закрытии расчетов на начало года, если к моменту проведения операции не сформирован отчет об использовании этих средств.
Бухгалтерскую справку используют как первичку в случаях, когда по операции не предусмотрено оформлять иные первичные документы, в том числе извещение. В качестве бухгалтерского документа форму применяют, как правило, только при исправлении ошибок. Другие случаи применения документа, которые перечислены в методических указаниях, относятся к централизованным бухгалтериям.
В методических указаниях рассмотрели и другие подробности работы с извещением и бухгалтерской справкой для каждого варианта их использования.
4. Дополнили порядок формирования некоторых регистров.
Например, разрешили не вести описи инвентарных карточек (ф. 0504033), если эти карточки составляются и хранятся в виде электронных документов, подписанных квалифицированной ЭП.
В указаниях по заполнению главной книги (ф. 0504072) перечислили счета, по которым нельзя сворачивать остатки: 205 00, 208 00, 209 00, 210 10, 303 00, 304 04, 304 06.
5. Внесли небольшие правки в действующие формы первички и регистров. К примеру, реквизит "материально ответственное лицо" в формах заменили на "ответственное лицо". Работу по переходу на этот термин Минфин ведет уже давно.
Перед оформлением документов проверьте, обновлены ли формы в бухгалтерской программе.
1. Для органов и учреждений, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа власти или местной администрации, введены следующие формы электронной первички:
Помимо этого, для таких органов и учреждений предусмотрены новые формы электронных регистров:
Начать применять новые документы нужно по мере организационно-технической готовности, но не позднее 1 января 2021 года.
2. Учреждения, передавшие ведение учета централизованной бухгалтерии по иным основаниям, и все прочие учреждения могут использовать новые формы электронных документов по своему усмотрению. Решение нужно закрепить в учетной политике.
3. Некоторые подписи в новых формах электронной первички можно проставлять простой электронной подписью. Это удобно, поскольку позволяет не изготавливать квалифицированные электронные подписи для всех подписантов учреждения.
4. Централизованным бухгалтериям (независимо от оснований для передачи им ведения учета) разрешили не проставлять в электронном первичном документе отметку бухгалтерии и не заполнять другие поля для отражения бухгалтерских записей. Вместо этого им надо оформить электронный бухгалтерский документ (бухгалтерскую справку или извещение). Учреждения, которые ведут учет сами, должны делать бухгалтерские отметки и записи непосредственно в первичном документе.