По Закону о банкротстве суд вернет заявление кредитора о признании должника банкротом, если оно подано в период действия моратория. И наоборот: мораторий не поможет, если суд успел принять заявление к производству до 6 апреля. Тем не менее на практике бывают ошибки. Так, 9-й ААС и 10-й ААС отменили решения судов первой инстанции, которые не обратили внимание на даты принятия заявления.
Президиум Верховного суда указал: кредитор может подать заявление о банкротстве ликвидируемой компании. Мораторий должен помогать организациям вернуться к нормальной хоздеятельности. Если компания ликвидируется, значит, она не нуждается в мероприятиях по ее сохранению.
Однако это учитывают не все. Так, 9-му ААС пришлось исправлять ошибки первой инстанции, отказавшейся принять заявление кредитора о банкротстве общества, которое решило закрыться.
С 6 апреля по 7 октября мораторий распространялся среди прочего на системообразующие организации. На практике возникал вопрос, действует ли ограничение на банкротство на "дочек" таких компаний.
Сперва перечень системообразующих организаций разработало Минэкономразвития. В него среди прочего включили компании, входящие в холдинг. 16 апреля председатель Правительства предложил отказаться от единого списка и передать вопрос профильным министерствам. В итоге в конце апреля на сайте Минэкономразвития опубликовали "динамичный" перечень системообразующих предприятий.
Отдельные холдинги включили в новый список целиком, и на это есть специальное указание, например: название основной организации и приписка "а также все компании, входящие в группу лиц". В этом случае суды распространяли мораторий на дочерние компании, хотя они "в списках не значатся". Так действовал, к примеру, 1-ый ААС.
Однако суд мог поддержать "дочку" организации из списка, даже если в перечне нет ссылки на группу лиц. Так, 7-й ААС указал: системообразующие организации в основном являются холдингами, которые связаны взаимными обязательствами, единой стратегией управления и т.д. Банкротство организации из группы лиц не позволит достичь цели моратория и поддержать экономическую состоятельность холдинга.
Отметим, суд мог ориентироваться и на список Минэкономразвития. Так поступил 16-й ААС.
В период моратория должникам не начисляются неустойки и другие финансовые санкции за нарушение обязательств, возникших до введения ограничения. Как указал Президиум ВС РФ, это касается и процентов по ст. 395 ГК РФ.
Суды обычно освобождают должников от уплаты санкций, начисленных с 6 апреля, если организация подпадает под мораторий. Например, так поступили 7-й ААС и 18-й ААС.
При этом суды могут не обращать внимание на финансовое положение организации. Как указал АС Ростовской области, наличие предбанкротного состояния не влияет на освобождение от неустойки и других санкций.
Встречается и другой подход. 8-й ААС не освободил должника от уплаты пени, так как тот не доказал, что находится на грани банкротства. АС Республики Саха (Якутия) взыскал проценты по ст. 395 ГК РФ с общества, на которое распространяется мораторий. Суд объяснил это тем, что организация не включена в ЕФРСБ.
Возможность "придержать" исполнение решения суда на время моратория закрепили в Законе о банкротстве 1 апреля. Но соответствующую обязанность приставов установили в Законе об исполнительном производстве только 8 июня.
В итоге должникам не удавалось убедить приставов приостановить исполнительное производство, если заявление об этом подано до 8 июня. Оснований для приостановки еще официально не было, а Закон о банкротстве можно было применить только к тем, кто находится в предбанкротном и банкротном состоянии. Суды (например 1-й ААС и 5-й ААС) в отказах приставов не видели нарушения.