Все эти новшества инициировал президент в связи с поправками к Конституции.
Теперь установлено: обратиться в КС РФ могут, в частности, граждане и юрлица, если они считают, что их конституционные права и свободы нарушены следующими документами, которые применили в конкретном деле:
Ранее пожаловаться можно было, если права и свободы нарушал примененный в конкретном деле закон. В отношении других нормативных актов ситуация была сложнее. Например, КС РФ мог признать допустимой жалобу гражданина, в которой оспаривается конституционность как ФЗ, так и нормативного акта правительства. При этом должны были выполняться следующие условия: между этими документами есть прямая нормативная связь и их применили в конкретном деле в неразрывном единстве.
Ввели новое условие допустимости жалобы на нарушение конституционных прав и свобод — исчерпание всех других внутригосударственных средств судебной защиты. Речь идет о подаче кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или надзорной жалобы в случае, если вступивший в силу судебный акт можно оспорить только в "надзоре". При этом кассационное или надзорное обжалование решения, в рамках которого применили нарушающий права и свободы нормативный акт, стало для заявителя безуспешным.
КС РФ может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными, если судебная практика показывает, что нормативный акт применяется только так, как это сделали в конкретном деле. Речь идет о практике самого высшего по определенной категории дел суда. То же относится к официальному толкованию нормативного акта, которое дано в разъяснениях судебной практики.
Ранее одно из условий допустимости жалобы было таким: закон применили в конкретном деле, рассмотрение которого завершил суд. Однако критерии завершенности не раскрывались.
Теперь, если пересмотр дела после того, как, например, отдельные положения нормативного акта признаны нарушающими Конституцию, не приведет к восстановлению прав, КС РФ может указать на необходимость компенсации. Ее форму и размер определит суд первой инстанции.
Появились правила рассмотрения дел о проверке конституционности, в частности, законопроектов. Это связано с тем, что по обновленной Конституции президент может направить запрос о такой проверке.
Проверить законопроекты можно только в случае, если Госдума приняла их в первом или во втором чтении. Если президент направил запрос, то законопроект нельзя одобрить в следующем чтении до того, как КС РФ примет решение по запросу. Срок на вынесение постановления составляет максимум 20 дней после регистрации запроса. Если проект признают неконституционным, законодательный процесс прекратится.
Отметим, в отношении проверки проекта закона РФ о поправке к Конституции предусмотрены отдельные правила.
Когда поправки рассматривали во втором чтении, из их первоначальной редакции решили убрать правило о том, что особое мнение судьи размещается на сайте КС РФ вместе с его решением. Вместо этого в итоге установили: особое мнение приобщается к протоколу заседания и хранится вместе с ним.
Ранее по закону особое мнение публиковали в "Вестнике КС РФ" вместе с решением. Однако в последнее время его размещали на сайте КС РФ в том же файле, в котором изложено решение.
Все рассмотренные новшества начали действовать 9 ноября. То же касается и большинства других изменений.
Отметим, что первые полгода с этого дня применяется другой подход к исчерпанию внутригосударственных средств судебной защиты. Он заключается в подаче любой кассационной жалобы, которая не привела к устранению нарушения прав нормативным актом. Если судебные решения обжалуются только в надзорном порядке, то достаточно будет факта их вступления в силу.