В Минюсте зарегистрированы поправки к планам счетов учреждений. Изменения в приказе N 162н опубликованы 9 декабря, в приказах N 174н и N 183н — 10 декабря.
Стандарты бухучета госфинансов
С 2021 года учреждениям нужно применять 7 новых федеральных стандартов:
Выделим моменты, которые нужно учесть в отношении первых трех стандартов.
В ходе инвентаризации распределите нематериальные активы по новым группам учета согласно планам счетов. Отметьте также в инвентаризационных описях объекты с неопределенным сроком полезного использования и те, которые созданы самим учреждением. Для последних двух типов активов вы будете применять особые правила учета и отражения в отчетности.
Проверьте, какие объекты нужно оставить на счете 102 00, а какие списать. Стандарт предусматривает два значимых изменения в составе нематериальных активов.
Во-первых, не относите к таким активам созданные силами учреждения знаки обслуживания, товарные знаки, выходные данные и связанные с ними торговые наименования, формулы, рецепты, экспертные знания и другие аналогичные объекты. Так же поступайте с внутренне созданной деловой репутацией. Правило связано с тем, что затраты на создание подобных объектов затруднительно отделить от других расходов учреждения. Кроме того, сами объекты не всегда можно обособить в составе имущества учреждения. Расходы на их создание будете списывать на финрезультат по мере возникновения.
Важно: в апреле 2021 года Минфин высказал мнение, что в составе нематериальных активов надо учитывать расходы на регистрацию созданного учреждением товарного знака. Объектом учета в этом случае будет исключительное право на знак. Созданные до 2021 года знаки надо продолжать учитывать на счете 102 00. Подход противоречивый. Например, по стандарту нематериальный актив – это объект, в отношении которого возникли исключительные или иные права. По совокупности прав принято определять границы инвентарного объекта, а не суть нематериального актива. Это не дает оснований считать, что нематериальным активом может признаваться исключительное право. Кроме того, в стандарте указано, что он не применяется в отношении созданных учреждением товарных знаков. Если предположить, что товарный знак и исключительное право на него – это разные объекты учета, тогда не ясно, что именно выводится из-под действия стандарта. Расходы на создание сами по себе не равнозначны понятию "товарный знак", поэтому исключение не может касаться только их. Учитывая противоречия, рекомендуем согласовать с учредителем и финорганом порядок отражения подобных объектов. Если решите использовать подход Минфина, сделайте в учетной политике ссылку на его письмо. Это поможет доказать, что учреждение вынужденно применяло данный подход.
Во-вторых, относите на счет 102 00 активы культурного наследия, которые в большей степени нематериальны, а их материальная составляющая имеет меньшее значение. На баланс такие объекты принимают, если они используются в деятельности учреждения. Материальные активы культурного наследия по-прежнему будете учитывать в составе основных средств.
Кроме того, отделите права пользования нематериальными активами, у которых срок полезного использования превышает 12 месяцев. С нового года вы будете отражать их на балансовом счете 111 60. Распределите такие права пользования по группам учета согласно планам счетов и отметьте в инвентаризационных описях объекты с неопределенным сроком использования.
В учетной политике закрепите:
Обратите внимание: в стандарте предусмотрены единые правила учета в отношении активов, которые отражаются на счетах 102 00 и 111 60. Для объектов, у которых срок полезного использования составляет 12 месяцев и менее, порядок учета не установлен. Определите его по согласованию с учредителем и финорганом. Возможно, что в отношении прав пользования, предоставленных на подобный срок, вы согласуете прежний порядок учета с использованием забалансового счета 01.
Нематериальные активы и права на их использование можно будет амортизировать одним из трех методов. Перечень последних такой же, как для основных средств. Правила, указывающие, как выбирать метод амортизации, тоже сходны с теми, что применяются в отношении основных средств.
Подробнее об учете нематериальных активов по новым правилам читайте в обзоре.
В учетной политике предусмотрите, на какую дату будете впервые начислять резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам. Это новый вид резерва. Он включает суммы государственного пенсионного обеспечения (кроме выплат из ПФР), а также суммы, которые назначаются на основании локального акта организации по достижении работником установленного законом пенсионного возраста или стажа работы.
Порядок первоначального признания резерва согласуйте с учредителем и финорганом. В стандарте этот вопрос не урегулирован. При этом требования к учету нового вида резерва применяются с 1 января 2021 года. Показатель по счету 401 60 будете отражать в том числе в промежуточной отчетности следующего года. Полагаем, что показатели такой отчетности должны учитывать информацию о новом виде резерва.
В основном изменения коснутся учреждений, которые выполняют функции по управлению госимуществом в сфере недропользования, водных ресурсов, некультивируемых биологических ресурсов или иных непроизведенных активов, помимо земельных участков. В отношении земель появятся новшества для органов, которые учитывают земельные участки, не закрепленные за кем-либо на правах постоянного (бессрочного) пользования. В ходе инвентаризации первым надо обратить внимание на правила формирования инвентарных объектов, вторым — на порядок учета земельных участков, не внесенных в ЕГРН.
В стандарте для тех и других организаций определены правила первоначальной оценки и переоценки стоимости непроизведенных активов. Учетную политику надо привести в соответствие с этими правилами.
Со следующего года для учета нематериальных активов в планы счетов вводятся единые аналитические коды N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. В отношении прав пользования нематериальными активами предусмотрят группу "60" по счетам 104 00, 106 00, 111 00, 114 00.
Чтобы отражать исправление прошлогодних ошибок, выявленных контролерами, добавят аналитические коды по счетам 304 06, 401 10 и 401 20.
Изменения внесены в Единый план счетов N 157н. Подробности в обзоре. Скорректированы также планы счетов N 162н, 174н и 183н. Об основных новшествах в этих документах читайте в нашем материале.
В текущем году утверждены новые формы электронной первички. Их обязаны применять учреждения и органы, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа власти или местной администрации. Крайний срок внедрения новшеств — 1 января 2021 года. Учреждения, передавшие ведение учета централизованной бухгалтерии по иным основаниям, и все прочие учреждения могут использовать новые формы по своему усмотрению. Подробности в нашем обзоре.
Учтите изменения при обновлении учетной политики.
В порядке формирования КБК N 85н появились новые КВР 246, 247, 614, 624, 635 и 816. Подробности в нашем материале.
Утверждены новые перечни КБК N 99н. Они заменят действующий приказ N 207н. Вновь принятый документ должны применять все участники бюджетного процесса, в том числе региональные и местные. По кодам изменений немного.
Внесены поправки в порядок применения КОСГУ N 209н. Добавлена подстатья 139 КОСГУ. По ней отражают доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма, профзаболеваний сотрудников, а также на санаторно-курортное лечение тех, кто трудится во вредных или опасных условиях. Сохранено требование применять подстатью 226 КОСГУ при учете затрат на покупку прав пользования нематериальными активами. Предусмотрены и другие изменения. Подробности в обзоре.
Учтите поправки при обновлении учетной политики и планировании показателей на следующий год.
С 1 января введут систему казначейских платежей. Ее суть в том, что все расчеты по лицевым счетам, открытым в Казначействе и финорганах, будут проходить через Казначейство. Банковские счета финорганов в ЦБ РФ будут закрыты.
Система счетов станет следующей. Казначейству открыт единый казначейский счет N 401 02. К этому счету Казначейству и финорганам открыто по несколько казначейских счетов, которые различаются по видам средств и проводимым операциям. Номера таких счетов всегда начинаются с цифры "0". К казначейским счетам, в зависимости от их вида, открыты лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и другие. В отношении видов лицевых счетов, порядка их открытия и ведения изменений не предусмотрено.
Операции между лицевыми счетами, открытыми в Казначействе и финорганах, будет проводить само Казначейство, без оформления платежных поручений. Через ЦБ РФ будут проходить расчеты с организациями, у которых нет таких лицевых счетов.
Схема документооборота не изменится. Те, кто обслуживается в Казначействе, представляют документы Казначейству. Если лицевой счет открыт в финоргане, документы для проведения операций представляют последнему. Финорган на основании этих документов оформляет распоряжения для проведения операций через Казначейство. Формы документов определяет орган, который обслуживает лицевой счет. В Казначейство до 2023 года учреждения подают документы по прежним формам.
Казначейство будет принимать документы на совершение операций ежедневно до 23:00. При этом исполнять документы, как правило, будет только в рабочие дни.
Для совершения операции документ должен пройти три стадии: прием распоряжения, прием распоряжения к исполнению и исполнение. О прохождении каждой стадии Казначейство уведомит составителя документа.
В связи с изменением системы счетов поменяются платежные реквизиты учреждений. Уведомьте плательщиков и скорректируйте документы, в которых отражены указанные реквизиты (например, договоры с контрагентами). Измените сведения о бюджетных обязательствах, если контрагентом учреждения выступает участник системы казначейских платежей.
Наименование реквизита | Что нужно указывать с 2021 года | Пример заполнения |
---|---|---|
Наименование банка | Наименование подразделения Банка России, наименование и место нахождения ТОФК | ГУ Банка России по ЦФО//УФК по г. Москве г. Москва |
БИК банка | БИК ТОФК | 004525988 |
Корреспондентский счет банка | Номер единого казначейского счета | 40102810545370000003 |
Банковский счет | Номер казначейского счета | 03221643450000007301 |
С 2021 года на сайте Казначейства будут размещать справочник БИК ТОФК, казначейских счетов и единых казначейских счетов. Уже опубликована таблица соответствия новых казначейских счетов и прежних банковских счетов.
Подробнее о системе казначейских платежей смотрите на сайте Казначейства.
Федеральным учреждениям надо обратить внимание на корректировку порядка формирования госзадания и утверждение нового порядка составления плана ФХД.
Для некоторых учреждений государственное (муниципальное) задание на следующий год сформируют в рамках соцзаказа. Он предполагает, что объем государственных и муниципальных услуг физлицам распределяется между учреждениями и другими организациями, а также частными предпринимателями. Правительство определило регионы, в которых заработали новые правила. Ограничены и направления деятельности. К ним относятся нестационарное соцобслуживание, санаторно-курортное лечение, паллиативная медпомощь, развитие туризма, спортподготовка и содействие занятости населения. Решение о переходе на соцзаказ принимают региональные власти. Подробности в нашем материале.