ИП выдал компании заем в рублях. Затем стороны договорились о том, что возвращать заем и уплачивать проценты нужно в рублях суммами, равными платежам в долларах США. Курс ЦБ РФ определяется на дату перечисления денег на счет ИП.
Компания вернула заем не полностью, поэтому ИП сначала передал ей претензию, а затем обратился в суд.
Первая инстанция согласилась с требованиями взыскать деньги почти в полном объеме. Компания обжаловала это решение. По ее мнению, суд не учел форс-мажор: из-за региональных запретов и ограничений в связи с пандемией она не могла торговать алкоголем. Кроме того, резкое изменение курса рубля к доллару США вызвал не обычный финансовый кризис, а распространение коронавируса. Из этого следует, что договор займа нужно считать заключенным на первоначальных условиях.
Апелляция с такими доводами не согласилась. Компания не доказала, что в спорный период получала прибыль только или преимущественно от торговли алкоголем. Более того, компания ведет и другие виды деятельности, которые не считаются наиболее пострадавшими от пандемии. Финансовый кризис могут вызвать любые обстоятельства, поэтому кризис 2020 года апелляция особенным не считает.