Окружные суды рассматривают довольно много споров о взыскании со страхователя сумм излишне выплаченной пенсии. Дело в том, что индексация пенсии работающим пенсионерам не положена, а сведения о трудоустройстве ПФР берет из отчетности по персучету. Когда информации о сотруднике нет, фонд принимает решение об индексации. Если потом выясняется, что работник все это время трудился, ПФР пытается взыскать издержки со страхователя через суд. Иногда ему это удается.
Например, в декабре 2020 года АС Волго-Вятского округа обязал работодателя возместить фонду расходы на выплату проиндексированной пенсии за почти полтора года. Оказалось, что страхователь подал СЗВ-М за август 2017 года только в феврале 2019 года. Все это время работник получал проиндексированную пенсию, поскольку на ноябрь 2017 года, когда ПФР принимал решение об индексации, у фонда не было сведений о трудоустройстве физлица в августе. Ссылка работодателя на то, что за все последующие месяцы отчетность он сдавал вовремя, не помогла.
У АС Дальневосточного округа другой подход. Когда ПФР получает отчетность за следующие периоды, в которых пенсионер снова указан как работник, фонд должен пересмотреть решение об индексации. Поэтому взыскивать со страхователя переплату за весь период нельзя. Такая же позиция у АС Поволжского, Северо-Западного и Уральского округов.
Таким образом, есть вероятность снизить сумму взыскания, однако говорить об устоявшейся практике не приходится. О других случаях, когда ПФР пытался взыскать со страхователя излишне выплаченную пенсию, см. обзор.