Ближайшее заседание Совета Федерации назначено на 10 февраля. Планируется, что многие поправки вступят в силу через месяц после опубликования.
Рассмотрим основные новшества подробнее.
Налогоплательщиков и налоговых агентов обяжут хранить документы не 4, а 5 лет (п. п. 2 и 3 ст. 1 проекта). Речь идет о данных бухгалтерского и налогового учета, а также о документах для исчисления, удержания и уплаты налогов.
Обращаем внимание, что сроки хранения сведений установлены не только в НК РФ. Например, по правилам Росархива первичные документы нужно хранить 5 лет, документы о получении зарплаты –6 лет. Таким образом, во многих случаях поправка к НК РФ не изменит работу бухгалтера.
Подробнее о том, сколько нужно хранить документы по налогам и взносам, см. материал.
Закрепляют обязанность банков в течение 3 дней со дня получения запроса инспекции предоставить (п. 5 ст. 1 проекта):
Эти документы могут запросить в рамках встречной проверки, при вынесении решения о взыскании недоимки или о блокировке счетов, а также по запросу иностранного уполномоченного органа.
Во-первых, сделки с черными металлами, минеральными удобрениями и драгоценными камнями планируют проверять. Сейчас этого фактически не делают, хотя данные сделки и указаны в НК РФ. Дело в том, что перечисленные объекты не относятся к товарам мировой биржевой торговли. Так пояснял Минфин. Чтобы устранить противоречие, упоминание о товарах мировой биржевой торговли предлагают удалить из НК РФ (пп. "а" п. 8 ст. 1 проекта). Условие о лимите в 60 млн руб. за год по сделке сохранят, но в измененном виде.
Во-вторых, уточняют правила истребования документов по сделкам с взаимозависимыми лицами (пп. "д" п. 11 ст. 1 проекта). Так, сведения смогут запрашивать не только у участников проверяемых сделок, но и у иных лиц, у которых есть информация или документы. Кроме того, закрепят срок представления запрошенных документов: 10 дней с даты получения требования.
В-третьих, если сторона сделки - неплательщик налога на прибыль, доход предлагают определять расчетным путем по правилам для этого налога (пп. "д" п. 8 ст. 1 проекта). Применять нужно метод начисления. В сделках от имени посредника, но по поручению комитента или принципала планируют не учитывать комиссионера или агента. Получается, при расчете порога дохода такие сделки хотят приравнять к сделкам между заказчиком и третьим лицом.
Много поправок связано с соглашениями о ценообразовании. Изменения касаются в том числе:
Появятся новые случаи, когда вышестоящий орган может оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения (пп. "а" п. 16 ст. 1 проекта):
Кроме того, рассмотрение жалобы, в т.ч. апелляционной, могут приостановить (п. 17 ст. 1 проекта):
Все новшества в порядке обжалования будут применяться к жалобам, включая апелляционные, которые подадут после вступления в силу закона, т.е. спустя месяц после опубликования поправок (ч. 3 ст. 2 проекта).