Зачастую в договоры об оказании тех или иных услуг включают условие о том, что потребитель готов получать рекламные рассылки. Сможет ли он доказать вынужденность такого согласия?
Встречается практика, когда суды отмечают: у гражданина есть выбор — соглашаться с таким условием или нет. Решение не влияет на возможность заключить договор и получить услуги. Выраженное в договоре согласие на рекламу признавали добровольным, например, АС Уральского округа, АС Волго-Вятского округа.
Однако есть и иные случаи. В одном из них среди условий тест-драйва автомобиля указали: подписывая договор, клиент соглашается получать рекламные рассылки. Согласие действует 5 лет и каждый раз автоматически продлевается на такой же срок.
Суды признали согласие ненадлежащим, так как:
За рекламное СМС этому клиенту общество оштрафовали на 100 тыс. руб. Подход устоял в АС Московского округа.
Гражданин получил от банка СМС с рекламой финуслуги. Акцент сделали на привлекательных условиях, например на том, что доход составит до 7,5% годовых. В рекламе не было информации о сроке и сумме вклада, условий получения заявленной ставки и др. Зато была гиперссылка на сайт банка, где указаны все подробности.
УФАС признало банк нарушителем Закона о рекламе. Во-первых, СМС направили без предварительного согласия гражданина. Во-вторых, умолчали про часть условий, которые влияют на доход потребителя услуги.
Банк попытался оспорить решение в суде, но безуспешно. В частности, суды первой и апелляционной инстанций отметили: наличие гиперссылки не означает, что до потребителя доведены все условия рекламируемой услуги.
Так, СМС с гиперссылкой предполагает, что абоненту нужно по ней перейти. Однако, может быть, у него на телефоне нет для этого технической возможности либо в тарифный план не входит пользование интернетом. Вдобавок при переходе по ссылке тратятся время и деньги (за трафик).
Кассация поддержала выводы нижестоящих судов.
Порой реклама формально содержит все необходимые условия, но часть из них сложна для восприятия (мелкий шрифт, цветовая гамма и др.). Суды в таких случаях продолжают применять подход ВАС РФ: нечитаемая информация считается отсутствующей, а реклама — ненадлежащей.
Нарушителям-юрлицам грозит один из штрафов:
Казалось бы, принцип понятен, однако на практике то и дело возникают новые споры. Например, в июне 2019 года и в сентябре 2020 года подобные случаи доходили до ВС РФ. Он не направлял дела на пересмотр, тем самым подтверждая сложившийся подход. Если часть информации представлена трудным для восприятия способом, это говорит о недобросовестности рекламы.
Нюансы встречаются в недавней практике окружных судов. Множество споров касается рекламных конструкций возле проезжей части (АС Северо-Кавказского округа, АС Дальневосточного округа, АС Северо-Западного округа и др.).
Такая реклама рассчитана в основном на водителей и пассажиров транспорта. Суды подчеркивали, что время считывания информации при этом ограничено. Потребители "выхватывают" часть условий крупным шрифтом, а информация мелким шрифтом недоступна.
Выходит, важным критерием для оценки читаемости рекламы выступало место ее размещения. Наряду с этим, признавая рекламу ненадлежащей, суды учитывали следующее:
Есть интересный пример, когда рекламодателю все же удалось выиграть спор. Реклама кредита была расположена возле проезжей части. УФАС, а вслед за ним суды первой и апелляционной инстанции обратили внимание на нечитаемый мелкий шрифт и признали рекламу ненадлежащей.
АС Центрального округа с ними не согласился. Ему не хватило объективных доказательств того, что реклама содержала нечитаемые условия. Он также отметил: оценивать читаемость нужно не с позиции участников дорожного движения, а с точки зрения рядового потребителя.
При новом рассмотрении нарушение признали недоказанным.
В спорах о "рекламных" нарушениях суды могут пойти навстречу компаниям и освободить их от ответственности или снизить ее.
Есть недавние примеры, когда срабатывала ссылка на малозначительность нарушения:
Порой удается добиться замены штрафа на предупреждение. Такой пример можно найти у АС Западно-Сибирского округа. Спор касался рекламы медуслуг. В ней не предупредили о противопоказаниях и о том, что нужно ознакомиться с инструкцией и проконсультироваться со специалистом.
Еще один подобный случай встретился в практике 14-го ААС. Компания разместила ненадлежащую рекламу финуслуг: в ней не было информации о том, кто оказывает эти услуги. При замене наказания на предупреждение суд первой инстанции учел, что спорная реклама уже удалена. Апелляция с решением согласилась.
Иногда суды уменьшают размер штрафа, который назначило УФАС. Примеры есть в практике АС Северо-Западного округа, АС Уральского округа, АС Западно-Сибирского округа.