Все новости
Сегодня
Самые важные новости для бюджетных организаций за октябрь
Сегодня
Важные новости для специалиста по кадрам за октябрь
Сегодня
Самые интересные новости для специалиста по закупкам за октябрь
Сегодня
Важные новости для специалиста организации здравоохранения за октябрь
Сегодня
Важные новости для специалиста по нормативно-техническим актам за октябрь
4 ноября
Кабмин освободил от курсовых экспортных пошлин филе минтая и ряд других товаров
4 ноября
Минздрав предложил изменить правила выдачи больничных листов
4 ноября
Задание на проектирование объекта капстроительства при госзакупках: Минстрой хочет уточнить формы
4 ноября
Противопоказания для отдельных видов работ: Минздрав изменил нормы о потере слуха
4 ноября
Подача первички в конце года при централизации учета: Минфин и Казначейство дали разъяснения
4 ноября
Правительство утвердило предельную базу по взносам на 2025 год
4 ноября
Пилотный проект такс-фри продлен на 3 года
2 ноября
Заявку о включении в перечень компаний легкой промышленности потребуется подавать через ГИСП
2 ноября
Трудовые гарантии для контрактников и мобилизованных в Росгвардию: поправки внесены в Госдуму
2 ноября
Минцифры: регистрация блогов с более 10 тыс. подписчиков стала доступна на Госуслугах
2 ноября
Жалоба на решение инспекции: суд счел, что копию доверенности не нужно заверять у нотариуса
2 ноября
Диагностика и лечение грибкового отита: опубликованы клинические рекомендации
2 ноября
Декларация по УСН: за 2024 год нужно отчитаться по обновленной форме
2 ноября
Налоговая служба обновила форму 3-НДФЛ
2 ноября
Взыскание долга по исполнительной надписи: Минюст разработал форму ответа банка на запрос нотариуса
2 ноября
ФНС обновила форму жалобы и ввела ряд новых форм
2 ноября
Субсидии на иные цели из федерального бюджета: Минфин хочет дополнить правила их предоставления
2 ноября
Кассация напомнила: электронная переписка может служить доказательством даже без заверения
2 ноября
ВС РФ: опыт субподряда не подходит для госзакупки работ по содержанию дорог с доптребованиями
2 ноября
Для скупки у физлиц драгоценных монет, прошедших эмиссию, с 1 марта 2025 года нужна лицензия
1 ноября
Допуск студентов к работе на должностях среднего фарм- и медперсонала: порядок станет бессрочным
1 ноября
Уплата НДС на УСН с 2025 года: ФНС указала на ряд нюансов
1 ноября
Росстандарт сможет внепланово проверять АЗС, где занижают цену топлива
1 ноября
Лицензирование, строительство, конкуренция и СМИ: масштабный проект изменений внесен в Госдуму
1 ноября
ОМС: суды признали целевой оплату выездов психиатрических бригад скорой помощи на общие вызовы
1 ноября
Проект о борьбе с избыточной обработкой персональных данных принят в первом чтении
1 ноября
Медпомощь при остром коронарном синдроме: обновлены клинические рекомендации
1 ноября
Договор долевого участия в строительстве: интересные примеры из практики за 2022 - 2024 годы
1 ноября
Цены на продукты: в правительстве прошло совещание о ситуации на продовольственном рынке
1 ноября
НДС: скорректирована форма книги продаж и ее дополнительного листа
1 ноября
С 1 ноября заработали новые ГОСТы в сфере строительства, пищевой и легкой промышленности
1 ноября
Банки и МФО будут направлять в бюро кредитных историй меньше сведений – поправки прошли Госдуму
1 ноября
Денежно-кредитная политика: ЦБ РФ опубликовал основные направления на 2025 - 2027 годы
1 ноября
Меньше функций и ниже оклад: суды не поддержали увольнение сотрудника за отказ от изменений
1 ноября
Участник строительной госзакупки "под ключ" должен состоять в нескольких СРО, считает Минстрой
31 октября
Лицензировать эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных объектов станет проще
31 октября
Общие сроки давности не применяются к антикоррупционным искам прокуроров, пояснил КС РФ
31 октября
Железодефицитная анемия: Минздрав одобрил новые клинические рекомендации
31 октября
Предложены меры по оптимизации численности федеральных служащих в 2025 году
31 октября
КС РФ обобщил свою практику за III квартал 2024 года
31 октября
ФНС напомнила особенности восстановления НДС с аванса
31 октября
Разработаны типовые условия контрактов на услуги по СОУТ и обучению охране труда: проект Минтруда
31 октября
Появились клинические рекомендации по послеродовой помощи
31 октября
Повышение МРОТ с 1 января 2025 года: какие выплаты нужно пересмотреть
12 марта 2021

ФНС рассказала, как будет проверять на необоснованную налоговую выгоду

Служба направила территориальным органам письмо с рекомендациями, как инспекциям следует проводить налоговый контроль и обосновывать свою позицию в спорах с налогоплательщиками по ст. 54.1 НК РФ.

Несомненным плюсом для организаций и ИП стало то, что ФНС больше не отрицает возможность налоговой реконструкции, т.е. определения действительных налоговых обязательств. Напомним, ранее налоговики вместе с Минфином настаивали: если проверяющие, например, сняли вычеты по НДС из-за формального контрагента в счетах-фактурах, то и расходы по этой операции учесть в полном объеме нельзя.

Рассмотрим подробнее основные моменты, на которые проверяющие будут теперь обращать особое внимание, доказывая получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (ННВ).

Инспекции должны оценивать операции по таким критериям (п. 2):

Реальность операций

Налоговики при проверке выясняют, была ли операция в действительности и получил ли налогоплательщик исполнение по сделке (п. 2).

Если инспекция обнаружит, что сделка нереальная, то проверять ее по другим критериям уже не имеет смысла. Такую операцию не учитывают в целях налогообложения.

Реальную сделку проверяющие будут смотреть по остальным критериям. Однако здесь могут выявить искажение сведений:

  • отразили ложные показатели или факты, которых не было, что привело к уменьшению налоговой обязанности;
  • скрыли факты или занизили показатели, по которым налоговая обязанность возникает, увеличивается или наступает ранее.

ФНС привела примеры искажения сведений об объектах налогообложения (п. 1):

  • по налогу на имущество организаций — построенную недвижимость не включили в ОС;
  • акцизы — не отразили "подакцизные характеристики" продукции;
  • ЕНВД — исказили параметры деятельности;
  • по спецрежимам — раздробили бизнес (подробнее см. ниже).

Исполнение надлежащим лицом

Обязательство по сделке должно исполнить надлежащее лицо — то, которое заключило договор с налогоплательщиком, или то, у которого такая обязанность есть по договору или закону.

По этому критерию инспекции выявляют среди контрагентов "технические" компании (п. 4). Такие организации не ведут деятельность в своих интересах, не имеют нужных активов и не выполняют реальных функций.

Доказывают тот факт, что контрагент не мог исполнить обязательств по договору, следующие обстоятельства (п. 6):

  • на момент совершения сделки местонахождение лица неизвестно;
  • у контрагента нет достаточно персонала, ОС, активов, складов, транспорта, разрешений, лицензий и т.д.;
  • невозможно реально провести операции с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных и трудовых ресурсов;
  • между контрагентом и третьим лицом нет обязательств, чтобы возложить на последнее исполнение по договору;
  • контрагент проводит по счету расходные операции, необычные для вида деятельности, по которому заключена сделка с налогоплательщиком;
  • нет других подтверждений реальной экономической деятельности (в ЕГРЮЛ указано на недостоверность сведений о руководителях и участниках, нет сайта или иного информирования о деятельности компании и др.).

Инспекция определит форму вины налогоплательщика, т.е. установит, знал ли он или должен был знать, что компания "техническая" (п. 4). Кроме того, она должна оценить обстоятельства выбора контрагента.

Форма вины

Проверяющие решат, что налогоплательщик знал о "техническом" характере контрагента, когда установят в совокупности такие факты (п. 7):

  • поведение участников сделки и должностных лиц налогоплательщика при заключении договора и принятии исполнения не соответствует стандартам разумного поведения участника оборота в сходных обстоятельствах;
  • документооборот нетипичен, в документах есть ошибки и неполные сведения, поскольку их заполняли формально, не рассчитывая их использовать для защиты прав;
  • меры по защите нарушенного права не принимали.

Во всех этих случаях инспекция должна запросить пояснения.

О том, что действия направлены на уменьшение налоговой обязанности, говорит, в частности (п. 8):

  • обналичивание денег самим налогоплательщиком, аффилированными или подконтрольными лицами;
  • использование этих средств на нужды налогоплательщика, его должностных лиц, взаимозависимых, аффилированных и других лиц;
  • одни и те же IP-адреса;
  • обнаружение печатей и документации контрагента на территории налогоплательщика.

В подтверждение умышленных действий могут выступить и обстоятельства заключения сделки. Например, переговоры шли с лицом, которое реально исполнило обязательства, а документы подписывала "техническая" компания.

Если доказали, что налогоплательщик преследовал цель неправомерно уменьшить налоговую обязанность или знал о "техническом" характере контрагента, то считают, что правонарушение он совершил умышленно (п. 19). Значит, штраф должен быть в 2 раза больше.

Если же поведение налогоплательщика просто не соответствовало разумному, т.е. ожидаемому в сходных ситуациях, речь должна идти о неосторожной форме вины. В этом случае грозит штраф по общей норме, а саму неосторожность могут учесть при оценке смягчающих обстоятельств.

Следует иметь в виду: даже когда реальность операции не оспаривают, принять НДС к вычету и учесть расходы по документам на "технического" контрагента нельзя (подробнее о налоговой реконструкции см. ниже).

Выбор контрагента

По своей сути оценка обстоятельств выбора контрагента является оценкой должной осмотрительности, т.е. насколько тщательно налогоплательщик проверил его перед сделкой (п. 13). Речь идет об истории ведения бизнеса, о кредите доверия, опыте, платежеспособности, деловой репутации и т.д.

Инспекция должна, например, оценить (п. 15):

  • было ли известно налогоплательщику о фактическом местонахождении контрагента, его производственных и складских помещений;
  • получал ли налогоплательщик какие-то сведения о положении контрагента, в т.ч. с помощью сервисов ФНС;
  • есть ли в открытом доступе информация о контрагенте;
  • не противоречила ли сделка бизнес-стратегии налогоплательщика, т.е. не была ли непрофильной, сверхрисковой и т.д.;
  • есть ли в договоре условия, отличающиеся от обычаев делового оборота (длительная рассрочка и др.).

При этом ФНС отмечает, что предъявлять одинаковые требования к контрагентам по разным сделкам не имеет смысла (п. 16). Так, тщательность проверки не может быть одинаковой, например, для разовой сделки на несущественную сумму и для покупки дорогостоящего актива.

Кроме того, налоговики сослались на позицию ВС РФ по вопросу должной осмотрительности (п. 21). Ее суть в следующем: если у контрагента есть достаточно экономических ресурсов для исполнения сделки, выбор налогоплательщика соответствует обычаям делового оборота (подробнее см. обзор). Негативные же последствия могут быть лишь тогда, когда инспекция докажет, что налогоплательщик знал о нарушениях контрагента и получал от этого выгоду. Проверяющие должны взять на вооружение этот подход.

Экономический смысл

Выявляя действительный экономический смысл операции, инспекция стремится обнаружить в том числе притворные сделки (п. 22). Здесь налоговики продолжают применять подход Пленума ВАС РФ N 53.

Причем, даже если налогоплательщик мог достигнуть экономический результат с помощью других законных сделок, это не основание признать, что он неправомерно уменьшил налоговую обязанность (п. 23).

Кроме того, по ст. 54.1 НК РФ нельзя оценивать сами по себе методологические или правовые ошибки (т.е. неправильное применение норм), из-за которых неверно квалифицировали операции и определили налоговые последствия (п. 24).

Деловая цель

Налоговики должны установить, что является основной целью операции. Для этого следует оценить, совершил бы налогоплательщик ее только по деловым мотивам без налоговых преимуществ (п. 25).

Налоговый мотив может преобладать, например, если решение об операции:

  • несвойственно деловой практике и не обосновано с точки зрения экономических выгод и риска;
  • принято в интересах иного лица с целью его скрытого финансирования.

ФНС особо обратила внимание на случай, когда спорная сделка является частью цепочки операций (п. 26). Причем, даже если при реализации совокупности операций деловая цель достигнута, это не значит, что каждая сделка ее имела.

Если по деловому обороту цель можно было достичь и без спорной сделки, то проверяющие должны определить:

  • совершил бы сделку налогоплательщик в отрыве от совокупности операций;
  • не был ли налоговый мотив основным при ее совершении и создании совокупности операций.

Налоговая реконструкция

Хотя само определение действительных налоговых обязательств при ННВ налоговики теперь считают возможным, сделать это разрешат только в определенных случаях.

Инспекция проведет налоговую реконструкцию, только когда известен реальный исполнитель по договору. Если налогоплательщик его не раскроет и не представит подтверждающие документы, ни вычетов НДС, ни учета расходов не будет (п. 11). Исключение для налога на прибыль возможно, когда нет спора о самом факте несения расходов (п. 17). В этом случае проверяющие определят затраты расчетным путем (п. 17.2). Их размер налогоплательщик должен доказать сам. Для этого можно представить:

  • сведения об аналогичных документально подтвержденных операциях самого налогоплательщика;
  • результаты экспертизы;
  • документы о рыночной стоимости товаров, работ, услуг.

Если договор исполнил налогоплательщик собственными силами, то проверяющие посчитают вычеты НДС и расходы по покупке материальных и других ресурсов, которые не связаны с оплатой труда. При этом расчет произведут на основании подтверждающих документов (п. 12).

Дробление бизнеса

ФНС привела примеры, когда проверяющие могут решить, что бизнес раздроблен и партнеры неправомерно применяют спецрежимы (п. 27):

  • контрагенты подконтрольны налогоплательщику, не ведут деятельность в своих интересах и на свой риск, реальных функций не выполняют. Они лишь оформляют документы от своего имени в интересах налогоплательщика;
  • налогоплательщик и контрагенты используют тех же работников и те же ресурсы, тесно организационно взаимодействуют;
  • направления деятельности налогоплательщика и контрагентов хотя и разные, но неразрывно связаны между собой, составляют единый производственный процесс с достижением общего результата.
Связанные новости